СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ИБРАГИМОВ БЕРДИМУРАТ
Канд.физ-мат. наук, доцент
Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми, Республика Узбекистан
В условиях информатизации системы высшего образования и динамичного развития информационных и коммуникационных технологий учебная и учебно-методическая деятельность преподавателя вуза приобретает множество новых качеств. Повсеместное внедрение средств ИКТ в учебный процесс и создание вузами собственных информационных пространств сделали владение ИКТ необходимым качеством современного преподавателя независимо от его специальности.
В сфере образования Республики Узбекистан в настоящее время происходит формирование единой информационно-образовательной среды.
Под информационной образовательной средой учебного заведения понимается сложная система, аккумулирующая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс в целом и процесс обучения в частности.
Одним из главных элементов информационно-образовательной среды являются образовательные ресурсы. Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества. Электронные образовательные ресурсы являются основой для содержательного наполнения образовательного пространства. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) − это любой электронный ресурс, содержащий информацию образовательного характера.
Электронные ресурсы сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счёт структурирования, чёткости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, ; формируют информационную культуру, создают возможности для контроля и коррекции образовательного процесса. Главное свойство ИКТ состоит в том, что они предоставляют, практически неограниченные, возможности для самостоятельной и совместной творческой работы преподавателя, и студентов [1].
В среде ученых мнения о создании ЭОР разделились. Ряд ученых (И.В. Роберт, Л.П. Мартиросян, Д.Д. Аветисян, А.Н. Тихонов и др.) сходятся во мнении, что работы, связанные с производством качественной мультимедийной продукции, могут выполнять только профессионалы е-Издательств, а содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс, т.е. преподавателями или авторами-предметниками [2]. А.В Осин, например, считает, что желательно научить преподавателя разрабатывать собственные, хотя и более простые, учебные электронные продукты.
Не смотря на наличие огромного количества электронных образовательных ресурсов, в практической деятельности каждого учителя возникают ситуации, когда готовый ресурс не всегда отражает задуманное. Поэтому необходимы навыки самостоятельного создания ЭОР.
Существует большое количество программ для создания электронных ресурсов. Мы рассмотрим возможности создания ЭОР средствами - iSpring Suite.
На сегодняшний день компания iSpring – это самый известный в мире российский разработчик инструментов для создания онлайн-презентаций и электронных учебных курсов. Программные решения iSpring позволяют использовать преимущества современных мультимедийных технологий в обучении и бизнесе. Материалы, разработанные в продуктах iSpring, доступны для просмотра на компьютерах и мобильных устройствах, в том числе iPad и iPhone. iSpring Suite добавляет и другие новые возможности при создании мультимедийных презентаций, в том числе создание электронных курсов, создание анкет и проверочных онлайн-тестов - iSpring QuizMaker, добавление интерактивного взаимодействия в презентацию - iSpring Kinetics [3].
iSpring Suite во время установки программы автоматически встраивается в PowerPoint и доступна на ленте в новой вкладке «iSpring Pro». В этой же вкладке находятся и другие инструменты из этого набора.
Презентации с реальным выступающим производят обычно намного большее впечатление на участников, чем презентации в записи. Однако программа iSpring Pro легко создает иллюзию живого общения. Это достигается благодаря возможности добавления аудио и видео материалов для сопровождения содержания презентации. Важно, что можно использовать как уже имеющиеся медиафайлы, так и создавать новые. Для синхронизации удобно пользоваться встроенным редактором.
В презентацию PowerPoint можно вставить видео с видеосайтов путем добавления скопированного кода. iSpring Pro позволяет упростить этот процесс. После нажатия кнопки "YouTube" достаточно будет ввести его адрес (ссылку) видео.
Еще одной замечательной особенностью программы iSpring Pro является возможность указывать людей, которые создавали презентацию или являются контактными лицами для связи.
Сделать тест в презентации PowerPoint стало возможным благодаря iSpring QuizMaker. Тесты могут быть как обычными, предполагающими наличие правильных ответов на вопросы, так и в виде анкет со свободными ответами. Получать данные тестирования можно через Интернет. iSpring QuizMaker является частью пакета iSpring Suite.
Дополнительные возможности iSpring QuizMaker позволяют сделать тесты и опросы более эффективными:
- Вставка в вопросы и ответы изображений, аудио-, видеофайлов и формул;
- Настройка сообщений к ответам на вопрос;
- Создание информационных слайдов;
- Построение сценариев ветвления в зависимости от правильности ответа на вопрос;
- Объединение вопросов в группы;
- Случайный выбор нужного числа вопросов из различных групп;
- Создание уникального дизайна теста;
- Импорт вопросов из Microsoft Excel;
- Гибкий подсчет баллов;
- Установка правил прохождения тестирования: ограничение по времени, штрафные баллы;
- Дизайн и настройка плеера для просмотра теста;
Тесты и опросы, созданные в iSpring QuizMaker, можно разместить в системах дистанционного обучения, таких как Moodle и других системах, поддерживающих стандарты SCORM, AICC и Tin Can API.
iSpring Kinetics - еще один полезный инструмент в пакете iSpring Suite, значительно расширяющий возможности PowerPoint. При его использовании в презентацию можно добавить интерактивные каталог, временную шкалу, 3D книгу. Инструмент используется как для обучения, так и как справочник для поддержки пользователей.
В заключении можно заметить, создание учителем в процессе обучения ЭОР средствами программы ispring Suite, и применение наряду с традиционными способами обучения позволяет:
- обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;
- повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность студентов;
- обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- повысить интенсивность и эффективность уроков информатики за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала, усиления интерактивности учебных заданий;
- создать условия для того, чтобы студенты приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с информацией.
Использованная литература:
- Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном
образовании: теория и практика. Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. — М.: 2009. С.84
- Аветисян Д.Д. Образовательный контент для дистанционного обучения // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1.
- http://www.ispring.ru/ispring-suite
http://presen.ru/55-ispring-suite-rasshiryaet-vozmozhnosti-powerpoint.html