Современные образовательные технологии в деятельности педагогов начальных классов Белгородчины - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 138
  • Скачиваний: 3

Концепция модернизации российского образования определило, что «....Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Поэтому основной целью современного образования является: формирование у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.
Одним из путей решения этих задач является применение современныхобучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Образовательные технологии, выстроенные системно, помогают мне рационально организовать учебный процесс, применитьличностно-ориентированный подход, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. И я стараюсь демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающейего жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю:
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
• Педагогика сотрудничества
• Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
• Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
• для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, всегда помню об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
• Проблемное обучение
Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения.
Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

• Проектно-исследовательская технология
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Ответ на этот вопрос я нашла, работая с учащимися над проектами, т.к. младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа.
Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес можно назвать исследовательскую работу в 1 классе "Бумаге – вторую жизнь". Детей заинтересовало, из чего делают бумагу, как сохранить деревья. Чтобы узнать о бумаге, учащиеся использовали свои знания и сведения из дополнительной литературы, информацию родителей, интернета, помощь библиотекаря. Работа проходила очень бурно. Дети с большим интересом приступили к исследованию. В ходе этой работы каждый учащийся был вовлечён в активный познавательный процесс.
Во 2 классе работали над исследовательской работой «Чудо – русская матрёшка». Эту работу представили на районном конкурсе исследовательских работ, заняв четвёртое место.
Работа над проектной деятельностью - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
• Технология уровневой дифференциации обучения
• Групповые технологии
Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. Работа в группах очень интересна детям.
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми;
- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
- сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
На уроках я использую следующие виды групповой работы:
- работа в парах;
- мозговой штурм;
- игра "Продолжи";
- охота за сокровищами;
- снежный ком;
- мозаичная группа.
Таким образом, групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
• Информационно-компьютерные технологии
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
• подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
• ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
• «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметныхи коммуникативных достижениях;
• участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
• электронная почта;
• изучение основ информатики и вычислительной техники;
• составление отчётов, графиков, диаграмм;
• тестирование по предметам, проверка техники чтения;
• поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
• проведение родительских собраний и лекториев;
• воспитательные события и социальные проекты;
• виртуальные путешествия, посещения музеев;
• тренажёры по предметам, тестирования;
• развивающие игры по предметам.
4. Технология развивающего обучения:
• Общие основы технологий развивающего обучения
5. Здоровьесберегающая технология
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся тематические физминутки на каждом уроке, динамические паузы, участвуем в Днях здоровья, в спортивных соревнованиях школы, провожу родительские собрания на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», организация горячего питания в школе для всех учащихся, организация подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду.... Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие мысли» В.А. Сухомлинский.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: