В повседневной практике учителю-логопеду, как и любому педагогу, постоянно приходится сталкиваться с проблемой взаимодействия с семьей. Это обусловлено рядом причин: во-первых, социальные причины, а именно, высокая занятость родителей, постоянная нехватка времени, в условиях проживания в мегаполисе; во-вторых, техническая модернизация общества, вынуждающая педагога искать все новые способы и средства взаимодействия с родителями и воспитанникам; в третьих, особенности контингента родителей, как правило, либо не заинтересованных в получении результата, либо не осознающих своей роли в коррекционном процессе; в четвертых, необходимость обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, согласно ФГОС ДО (в том числе детей с ОВЗ), что возможно только в условиях правильно организованного взаимодействия с участниками образовательных отношений, в первую очередь, с родителями. Актуальность проблемы обуславливается, кроме того, тем, что коррекция речевых нарушений детей с ОНР, осуществляющаяся в условиях логопункта ДОУ, не позволяет получить желаемый результат без активного участия родителей.
На основе выявленных проблем были разработаны современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. В зависимости от целевой направленности, формы взаимодействия с родителями условно можно разделить на две большие группы: информационно-просветительские и практико-ориентированные.
Информационно- просветительские формы направлены на консультирование родителей по проблеме выявленного у ребенка речевого нарушения, повышение компетентности родителей в области имеющегося у ребенка нарушения, просвещение по вопросам коррекции ОНР.
К данной форме можно отнести журнал «Говорилка», где размещена интересующая родителей информация, а также рубрики «Словарь терминов», «Это интересно», «Практический материал», «На заметку», «Список литературы по данной тематике», «Вопросы логопеду», где родители могут написать вопрос и получить ответ в следующем номере журнала.
Практико-ориентированные формы создают условия для непосредственного участия родителей в коррекционном процессе.
Одной из эффективных и высоко востребованных среди родителей форм является On-line- консультирование. Связь с родителями осуществляется за счет технических средств и сети интернет. Позволяет получить полноценную информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время и день On-line- консультации, когда логопед может быть на связи с родителями, заранее устанавливается. Таким образом, проводятся и индивидуальные консультации и групповые Вебинары различной тематики: «Артикуляционная гимнастика для малышей и родителей», «Мелкая моторика и речь», «Домашний логопед» и т.д.
Практико-ориентированной формой, по типу таких консультаций, являются On-line- занятия. Очень актуальная форма, особенно для часто болеющих детей. Это индивидуальные логопедические занятия на дому. Требуют создания определенных условий: рабочее место, зеркало, свет, шпатели, раздаточный материал и т.д. Родители совместно с ребенком выполняют рекомендации логопеда. Задача логопеда, в этом случае, контролировать, направлять, подсказывать, комментировать действия ребенка. Задача родителя практически помогать ребенку, если он затрудняется в выполнении задания.
В помощь родителям на логопедическом пункте создана игротека логопедических игр. Она представляет собой картотеку игр для развития речи, а так же готовые дидактические игры и пособия.
Если у родителей нет времени или возможности выходить на связь On-line, используется форма взаимодействия с родителями с применением электронных носителей. Изначально это были DVD-диски, которые впоследствии заменились флеш-картами, жесткими дисками и email. Электронные носители содержат видеоролики, это могут быть семинары-практикумы или консультации или текстовые задания для выполнения дома. Недостатком этой формы в отличие от on-line-консультирования является то, что связь в основном односторонняя. Чтобы иметь возможность контролировать правильность выполнения упражнения и обеспечить взаимосвязь участников коррекционного процесса, родитель на электронном носителе посылает логопеду так называемый «видео-ответ». Например, видеоролик с выполнением артикуляционной гимнастики дома. Это создает условия для предупреждения возможных ошибок при выполнении упражнений, повышает эффективность коррекции. Кроме того, в рамках этой формы, была создана модель взаимодействия, которая получила название «ДО и ПОСЛЕ». В конце коррекционной работы, также на электронном носителе родителям предлагается наглядно оценить работу учителя-логопеда и свой собственный труд. Это видеоролики: речь ребенка на начало года (на момент обследования) и перед выпуском из логопункта.
Также для педагогов и родителей на сайте создана электронная страница логопеда, где размещена полезная информация, консультации, советы, фотографии с мероприятий. Родители в свою очередь могут оставлять комментарии и задавать интересующие вопросы.
Эффективной формой взаимодействия является «мастер-класс» от родителей выпускников, где они делятся опытом, дают советы, рекомендации, что придает положительный стимул, уверенность в результате проделанной совместной работы.
Поскольку общее недоразвитие речи у детей всегда имеет под собой клинический вариант патологии, и, как правило, это дизартрия или дизартрические расстройства, то родителю и ребенку необходимо оказание комплексной медико-педагогической помощи. Как показывает практика, рекомендации логопеда обратиться к неврологу, часто игнорируются родителями. В связи с этим была разработана форма комплексного консультирования. Это консультации, которые организуются учителем- логопедом на базе ДОУ для родителей с привлечением специалистов: невролога, психиатра, окулиста, отоларинголога. Эта форма оказывается очень эффективной и реализуется за счет организации взаимодействия ДОУ с медицинскими учреждениями и территориальной ПМПК.
Активно применяется в логопедической практике форма взаимодействия с родителями совместные проекты. Так был реализован проект «Времена года». Дети совместно с родителями создают стенгазету-коллаж в рамках заданной темы, впоследствии презентуют ее. При этом основная цель проекта: развитие лексико-грамматической речи, развитие связной речи. В основном на презентации используется вопросно-ответная форма и монологическая речь: рассказ по картинкам. Так же был разработан и реализован проект «В гостях у сказки». Это театрализованная деятельность: показ сказки родителями для детей. Основная цель: развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов. Дети выполняют упражнения по показу персонажей сказки и по словесной инструкции. В течение года в рамках проекта было создано и показано четыре сказки: «Встреча с веселым язычком», «Приключения веселого язычка», «В гостях у веселого язычка», «Фантазии веселого язычка». Разновидностью формы совместных проектов является реализация взаимодействия с родителями в различных образовательных областях. В рамках проекта была реализована интегрированная форма образовательной деятельности «Познакомимся с футболом» (физкультурно-логопедическое мероприятие). В процессе мероприятия логопедом проведена артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика с применением футбольной атрибутики, игры на закрепление данной темы.
Любая деятельность требует мониторинга и анализа. Для оценки эффективности работы учителя логопеда по взаимодействию с родителями используются дневники наблюдений, книга отзывов и предложений, а также собираются анонимные оценки по пятибалльной шкале каждого мероприятия и каждой формы взаимодействия. Это поможет оптимизировать и улучшить работу. Критерия ми же эффективности работы учителя логопеда по взаимодействию с родителями может являться:
- • Изменение характера вопросов родителей к учителю-логопеду, как показатель роста педагогических интересов, знаний о речевом развитии и воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- • Проявление у родителей осознанного отношения к речевому развитию ребенка, стремление к пониманию проблематики речевого расстройства, анализу достижений и ошибок своих и ребенка, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях организуемых логопедом.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.