Современные формы работы на уроках русского языка
в условиях перехода на ФГОС
Жакбалеева Талшинай Муратовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
В последние годы система образования находится в состоянии реформы. Происходит ее модернизация, которая постоянно переосмысливается. ФГОС сегодня позволил расширить рамки, прежде всего, учительской деятельности. То есть содержание учебного процесса перестаёт быть информационным процессом – это новая система организации жизнедеятельности, в которой учителя и школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью знаний, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации.
Обучение сегодня становится творчеством. Начну с того, что называть какие-то конкретные формы я не буду, ибо каждый из нас ежедневно творит, создает свой собственный урок, и все это он делает для детей. Потому что только новое, интересное, увлекательное, интригующее привлекает внимание наших учеников. Таким образом, наше совместное творчество своей конечной целью определяет качество! А для нас определяющим, конечно, является качество знаний! Именно поэтому все наши формы работы, которые мы вводим в учебный процесс ежедневно, всегда будут новыми. Это и есть наши инновации, в принципе которые уже существуют, мы их просто находим и используем. Сегодня я хочу назвать только свои формы работы. Они просты и доступны – это наш электронный дневник! Я сразу обратила внимание 5-6-и классников на главную страницу сайта для обучающихся! Здесь есть все необходимое для самовыражения личности каждого! А вот центр приложений на дневнике – это уникальная творческая мастерская: во-первых, приложение «ЯКласс», в котором работаем мы все, - рабочее пространство деятельности детей разных классов с любыми предметами, с любыми темами в теоретическом и практическом плане. Это мотивирует еще на формирование лидерских качеств с учетом рейтинга. Во-вторых, задания разделяются по уровню готовности ребенка: от легкого, среднего до сложного. Решение задач сопровождается теоретическим пояснением допущенных ошибок. Для меня это возможность увлечь как сильных, так и слабых детей. Приложение «ЯКласс».
Второй, не менее важный вспомогательный раздел на уроке - подготовка к олимпиадам - связан с работой на сайте Фоксфорд. Чем он привлекателен?
Во-первых, мы имеем доступ ко всем учебным предметам, к темам, которые сопровождаются видео. Во-вторых, материал подается многопрофильно: базовый уровень, углубленный и олимпиадный! И здесь присутствует мотивация для ребенка – это его наградные документы! Именно такая работа и способствует выявлению интереса к предмету, так как я могу взять задания оттуда (они все скачиваются и распечатываются), и дети дома продолжают самостоятельно работать. Результат их деятельности налицо! Таким ребятам тесно и неинтересно в кругу одноклассников, которых ничто не привлекает, а вот подготовить дома какие-то задания, обосновать свой ответ, дополнить его интересными фактами, - вот уже подготовка и защита урочного проекта.
На уроках я работаю с этими приложениями, особенно мне и детям нравится работа с медиатекой в электронном дневнике. Там есть раздел «Детская литература», где указано видео «Послание».
Однажды я включила его показ, но убрала звуковое сопровождение и стала наблюдать за детьми. Им было очень интересно всем, а потом где-то на 4-ой минуте, когда король взял в руки послание (листок бумаги, который он обнаружил под ногами), я задала вопрос – что это было? Это надо было видеть и слышать! Куча новых идей, простых и оригинальных, вот и создавай с ними письменную работу в любом жанре на любую тему, а это прямой путь для участия в проектах, в творческих конкурсах!
Работа с приложением «Библиотека» - удобна, доступна, проста в использовании, и всегда под рукой! Приложение «Тесты» - аналогичная ситуация. Также на сайте Фоксфорд мои дети принимали и принимают участие в предметных олимпиадах, получают дипломы. Я сама использовала возможность прохождения курсов по ИКТ-грамотности и по общей грамотности учащихся по русскому языку. Принимала участие в занятиях по теме «Разбор заданий олимпиады по русскому языку» в 6 классе.
Отдельно хочу сказать о дистанционном обучении. Учащиеся 6-го класса дополнительно проходили дистанционное обучение на портале ДОТ по теме «Знаю правила - пишу правильно». Авторы этого замечательного учебного курса: Беляевская Татьяна Яновна, Несмеянова Ирина Анатольевна, Голодяева Ольга Владимировна.
Дети повторяли правописание различных орфограмм, выполняли достаточно заданий по морфологии, синтаксису и пунктуации. Хочу сказать, что результаты были интересные, по-детски наивные, но честные. Сегодня я пополняю свою видеотеку предметную. Они непродолжительные, и очень хорошо их включать для закрепления изученного материала, при повторении. Очень много использую интерактивных тестов, с которыми тоже можно работать на уроке и проверить 1-2 учеников, тем более что результат можно сохранить, а потом распечатать и вложить в папку.
На уроках творческого характера по русской речи, я часто использую маленькие рассказы, аудио рассказы, которые позволяют мне уже сегодня подготовить ребенка к прослушиванию заданий к тексту, самого текста. Тем более что изложение пока не отменяется. Да, еще использую в учебном процессе прослушивание аудио текста с последующим обсуждением, и только потом демонстрирую сам текст. Это эффективно, потому что дети, не все конечно, уже с первого раза запоминают текст. Эти занятия также способствуют формированию творческого подхода по решению поставленных задач. Вот о таких инновационных формах своей работы на уроках русского языка я хотела с вами поделиться. Однако на этом я не останавливаюсь и, конечно же, буду искать новые инновационные методы и применять их в учебном процессе.
Литературу дополнительную не использовала, так как представила собственный опыт работы.