Совершенствование навыка техники чтения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 85
  • Скачиваний: 6

Совершенствование навыка техники чтения в начальных классах

Чтение – это...

«окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития. Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного обстоятельно усвоенного навыка чтения.

Все выше сказанное подчеркивает необходимость систематически и целенаправленно работать над развитием и совершенствование навыка чтения.

В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения работать с текстом с помощью системы  специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Упражнения по совершенствованию техники чтения:

1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения (постановка дыхания, скороговорки, чистоговорки, песенки, считалки, работа с таблицами согласных и т.д.);

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; (чтение трудных слов с доски, словарная работа, хоровое чтение);

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; (зрительные диктанты по Федоренко, работа по таблицам Шульте);

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадать последующий текст; (молния, губы, чтение вместе с диктором «Буксир», сравни, чтение спринт, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки на уроках).

А для того, чтобы ребенок читал осознанно, воспроизводя голосом все оттенки содержания, необходимо формировать у него навык выразительного чтения:

1) слушать самих себя при чтении;

2) обладать правильно поставленным голосом;

3) правильно определять ритм чтения;

4) правильно произносить слова.

Упражнения над выразительным чтением:

1) чтение на одной ноте;

2) знаки препинания как паузы различной продолжительности;

3) ценные слова;

4) чтение в виде «живой» разговорной речи;

5) элементы театральной подготовки на уроках чтения.

Чтобы мыслительная деятельность школьников была нацелена не только на скорейшее получение результата, но и фиксировалась на наблюдении и слушании, самоконтроль не подменялся контролем учителя, использую на уроках чтения задания, предлагаемые Чутко в методическом пособии «Чтобы мысли не дремали».

Виды творческих заданий:

1) Портрет героя

2) Серия рисунков к одному тексту

3) Изобрази, как представляешь

4) Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста и т. д.

Применяемые  в своей работе виды, средства, формы и методы способствуют развитию не только традиционных умений и навыков, но и полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности, обогащает и развивает опыт творческой деятельности. Использование данных упражнений обеспечивает повышение качества знаний учащихся, развитию активности на уроке.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: