Совершенствование навыка техники чтения в начальных классах
Чтение – это...
«окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития. Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Все выше сказанное подчеркивает необходимость систематически и целенаправленно работать над развитием и совершенствование навыка чтения.
В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
Упражнения по совершенствованию техники чтения:
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения (постановка дыхания, скороговорки, чистоговорки, песенки, считалки, работа с таблицами согласных и т.д.);
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; (чтение трудных слов с доски, словарная работа, хоровое чтение);
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; (зрительные диктанты по Федоренко, работа по таблицам Шульте);
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадать последующий текст; (молния, губы, чтение вместе с диктором «Буксир», сравни, чтение спринт, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки на уроках).
А для того, чтобы ребенок читал осознанно, воспроизводя голосом все оттенки содержания, необходимо формировать у него навык выразительного чтения:
1) слушать самих себя при чтении;
2) обладать правильно поставленным голосом;
3) правильно определять ритм чтения;
4) правильно произносить слова.
Упражнения над выразительным чтением:
1) чтение на одной ноте;
2) знаки препинания как паузы различной продолжительности;
3) ценные слова;
4) чтение в виде «живой» разговорной речи;
5) элементы театральной подготовки на уроках чтения.
Чтобы мыслительная деятельность школьников была нацелена не только на скорейшее получение результата, но и фиксировалась на наблюдении и слушании, самоконтроль не подменялся контролем учителя, использую на уроках чтения задания, предлагаемые Чутко в методическом пособии «Чтобы мысли не дремали».
Виды творческих заданий:
1) Портрет героя
2) Серия рисунков к одному тексту
3) Изобрази, как представляешь
4) Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста и т. д.
Применяемые в своей работе виды, средства, формы и методы способствуют развитию не только традиционных умений и навыков, но и полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности, обогащает и развивает опыт творческой деятельности. Использование данных упражнений обеспечивает повышение качества знаний учащихся, развитию активности на уроке.