Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном и личностном развитии учителя - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: rar
  • Просмотров: 97
  • Скачиваний: 4

Аннотация: Данная статья содержит информацию о том какую роль играет профессиональное сетевое сообщество в развитии учителя и некоторые данные из опыта работы коллег.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

Успехи учеников один из показателей подлинного профессионализма учителя, и знания в области сетевых технологий немаловажный фактор в формировании таких успешных учеников творческие и креативно мыслящие педагоги, давно освоили потенциал сетевых ресурсов и регулярно привлекают своих учащихся к работе над сетевыми проектами. Дети получают возможность безграничного творчества, получают объективную оценку от общества и в последующем легко переходят от ученических проектов к профессиональным работам, становятся востребованными и конкурентоспособными членами казахстанского общества.

Что же делать? Что и самое главное — как сделать, чтобы те мероприятия, которые мы проводим, не были формальными и ситуативными. Что и как мы должны изменить в своей практике, чтобы на самом деле что-то изменить в системе образования. Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история именно так всегда и происходит» Поэтому давайте меняться и мир измениться вместе с нами. А еще Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет? Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.                                                                         1

Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации. Стремительное развитие общества, глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному учителю.

В условиях Интернет человек не одинок, ему открыт весь мир. Интернет предоставляет учителям иностранного языка уникальную возможность проявить свой профессионализм, организовать свою профессиональную деятельность в сети, обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Современный учитель иностранного языка постоянно испытывает потребность общения с коллегами, обмена опытом, консультаций со специалистами не только внутри своего коллектива или региона, но и с зарубежными коллегами. Такую возможность предоставляет интернет. Всё заметнее возрастает потребность учителей иностранных языков в активизации своей профессиональной деятельности в сети. Но проводимые в сети мероприятия зачастую носят бессистемный характер. В целом, деятельность учителей иностранных языков в сети ещё не достаточно организована. Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям иностранных языков найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку, не выходя из дома и не отрываясь от учебного процесса. Интернет-педсовет – это сетевое сообщество работников образования. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сёл делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учёными, специалистами системы образования. Важно отметить, что процент участников из сельской местности ежегодно увеличивается. Сегодня темы педсовета волнуют все педагогические коллективы. Благодаря реализации государственной программы «Компьютеризация сельских школ», учителя многих сельских школ получили возможность активного участия в интернет-педсовете. Участники Всероссийского интернет-педсовета обсуждают актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делятся своими успехами в школе, городе, селе, районе. В настоящее время в сети Интернет можно найти множество разнообразных курсов для учителей и школьников. Как правило, они проводятся отдельными центрами в разных регионах страны по своему собственному плану. Это всевозможные виртуальные викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д.                                                                                             2

В своём большинстве, данные мероприятия,  безусловно, полезны, но существуют и такие, которые организуют малоквалифицированные специалисты, не владеющие педагогическими технологиями. Поэтому многие педагоги поддерживают идею создания централизованной государственной программы дистанционного обучения переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Бурное развитие информационных технологий позволяет осуществить данную идею. Виртуальные педагогические советы объединяют учителей-единомышленников, способствуют образованию педагогических сообществ.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

 Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этаппсихологического развития личности.                 3

Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать обучающимся о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Анализ деятельность различных сетевых профессиональных сообществ показывает, успеху социально-педагогической сети способствуют следующие факторы:

  • Наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
  • Постоянные нововведения, подогревающие интерес к активностям сети;
  • Использование не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;
  • Наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;
  • Учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;
  • Использование интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для заказчика задач;
  • Поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;
  • Толерантное, креативное, реактивное моделирование и руководство сообществами.

Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Билимал», «Сеть творческих учителей», «ЦПМ» , «Google+» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, учителя-методисты,учителя прошедшие уровневые курсы,  что позволяет выстроить особую систему тьюторства и менторинга в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.                                     4

Сетевое педагогическое сообщество — это открытая форма, объединяющая постоянно пополняющийся комплекс звеньев, способная к неограниченному расширению.

Цель нашего педагогического сообщества: Определяется создателями сообщества, в дальнейшем может корректироваться под воздействием мнения членов сообщества. Цель всегда лежит в области решения профессиональных задач, стоящих перед системой образования.

 Виды:

  • Монопредметные;
  • Надпредметные;
  • Мультипредметные;
  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
  • Дискуссия

Средством в данном случае будет являться набор инструментов, позволяющих управлять контентом сообщества. Например:

Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри нашего основного;

  • Инструмент создания Вики страницы;
  • Блог;
  • Форум;
  • Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
  • Фотогалерея;
  • Инструмент создания объявлений и сообщений.

Формы нашего сообщества интегрированные. Например блог может быть не только текстовым, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования .

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: