Содержание работы в специальном дошкольном учреждении с семьей, воспитывающих детей с нарушением зрения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 158
  • Скачиваний: 19

Дошкольные образовательные учреждения для детей нарушением зрения, 3 и 4 вида является государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и  амблиопией. В возрасте от двух до семи лет.

Деятельность этих учреждений направлена  на воспитание, лечение и коррекцию нарушенной функции зрения.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, которое позволяет это сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае.

Специальными коррекционными задачами является:

Систематическая работа по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы ребенка с нарушением зрения.

Восстановление, охрана и развитие зрения.

Развитие слуха, осязания, обоняния, т. е. всей компенсаторной системы ребенка.

Подготовка ребенка с нарушением зрения к обучению в школе.

Важно сформулировать у ребенка мотивационную готовность, психологическую, физиологическую готовность к школе. Навыки культурного поведения.

  Так же, по мнению Солнцевой Л. И, Денискиной В. З., основными задачами, на решение которых должны быть сконцентрированы усилия всех институтов воспитания детей с нарушением зрения, а именно специального дошкольного образовательного учреждения  и семьи являются:

  • выявление и развитие природных задатков и возможностей
    ребенка в разнообразной социально полезной и личностно значимой деятельности;
  • формирование и совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
  • формирование самосознания и чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, правильного отношения к своему дефекту, потребности и умения планировать и реализовывать жизненные цели, способности к самопознанию, саморегуляции и объективной самооценке.
  • формирование в процессе деятельности культуры поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам общества;
  • воспитание гражданских чувств и качеств, гражданского поведения;
  • философско-мировоззренческая подготовка инвалидов, оказание помощи им в определении смысла жизни в условиях зрительного дефекта и радикальных политических, экономических и социокультурных преобразований, происходящих в стране и в мире;
  • приобщение к системе общечеловеческих и национальных культурных ценностей и традиций;
  • формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в самовоспитании и самообразовании;
  • формирование основ семейно-бытовой культуры;
  • развитие потребности в здоровом образе жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
  • формирование положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности.

Тифлопсихология ставит и особые задачи, без решения которых не могут быть достигнуты общие цели воспитания. Остановимся на главных из них:

  • предупреждение формирования отрицательных личностных качеств, манер поведения, которые могут возникать как следствие нарушения зрения;
  • коррекция недостатков развития личности, обусловленных неправильным семейным воспитанием;
  • выработка компенсаторных знаний, умений и навыков, повышающих эффективность реабилитации и последующей интеграции.

Важно, чтобы в каждом конкретном акте воспитательного взаимодействия возникли и могли актуализироваться и реализовываться задачи, обусловленные реальной социально-педагогичес­кой ситуацией.

Педагогическая работа в специальном дошкольном образовательном учреждении исходит из специальной коррекционной программы под редакцией Л. И. Плаксиной.

Данная программа заключаются в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением зрения в детском саду, реализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно – воспитательной работы.

Важно то, что в программе обозначены общеобразовательные занятия:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • изобразительное искусство;
  • физическое воспитание;
  • трудовое обучение;
  • игра.

Каждый раздел начинается с пояснительной записки; программы рассчитаны на 4 года обучения; каждый год расписан по разделам, в котором обозначены задачи.

Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом   развитии детей с патологией зрения.

Все занятия проводят индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.

Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой:

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие социально – бытовой ориентировки;
  • коррекция нарушений речи;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • ориентировка в пространстве;
  • ритмика;
  • лечебная физкультура.

Перспективно то, что содержание программы помогает реализовывать принципы коррекционно – педагогического и образовательного процессов;

  • учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения;
  • комплексный (клинико-физиологический, психолого- педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
  • перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменения темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
  • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
  • создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.

В программе обозначена конечная цель пребывания в детском саду. Это – стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей, педагогов и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников детского учреждения и семей воспитанников.

Семья, как известно, важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение, «эмоциональный тыл», а особенно для детей. В современном мире в период значительных изменений социальной жизни общества, как отмечают многие исследователи, в отличие от ситуаций, складывающихся в традиционных обществах и традиционных семьях, человек, даже взрослый, не получает, как правило, готовых ответов на вопросы: «Что для меня более и что менее важно? К чему я должен стремиться и чем могу пренебречь?» Каждый должен сам найти ответы на эти вопросы. Цель педагогов, воспитателей и родителей помочь своему ребенку найти ответы на возникающие у него вопросы, а особенно тем детям, которые испытывают трудности в познании предметов и явлений окружающего мира.

Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения.

Помощь таких  специалистов как  дошкольный педагог – дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель является наиболее эффективной именно в этот период, когда детско-родительские  отношения еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии.

Существует ряд задач работы с родителями, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Первая задача – сформировать у родителей восприятие ребенка таким, каков он есть, не «больного», а отличающего от других. Воспринимая ребенка в очках, с «заклейкой» так, как совершенно «нормального», родители будут помогать самому ребенку воспринимать, любить и принимать себя. Другая важная задача – повысить активность самих родителей, желание понять, а не отрицать проблемы развития своих детей, и тем самым помочь адаптироваться им в окружающем мире. Для осуществления этой задачи родители должны быть «включены» в процесс коррекции развития своего ребенка.

Необходимой задачей работы с родителями и ее основным условием является установление доверия и принятия между специалистами и родителями. Корни родительской настороженности порой лежат в негативном опыте общения со специалистами. Часто советы разных специалистов бывают несогласованными, даже противоречивыми. Таким образом складывается парадоксальная ситуация: родители нуждаются в помощи специалистов, но сами же отвергают или не верят в их рекомендации.

В целях реализации данных задач в основу работы с семьей положены следующие принципы: комплексного подхода к организации коррекционного – педагогического процесса; сотрудничества между родителями и специалистами, между родителями и детьми; учета интересов детей, или решение задач через интерес; сравнения достижений ребенка только с тем, что мог он сам раньше, то есть сравнения ребенка с самим собой.

Принцип комплексного подхода, установление эмоционально – положительных, доверительных взаимоотношений между ребенком, его родителями и специалистами способствуют наилучшему изучению ребенка с разных позиций. Это позволяет правильно определить цели и задачи коррекции в данных условиях социально – педагогической ситуации развития ребенка с учетом характера и степени выраженности зрительной патологии.

Только работая в тесном сотрудничестве «педагог – родитель», учитывая интересы ребенка и его семьи, возможно наиболее эффективно распределять силы по всестороннему, гармоничному развитию ребенка, адекватно оказывать коррекционную помощь.

Работа с родителями осуществляется в основном в трех направлениях: педагогическое просвещение родителей по поводу дефекта ребенка и особенностей его развития, вызванных нарушением зрения; активные формы взаимодействия и совместное творчество детей, родителей и педагогов. Большинство активных форм и совместное творчество осуществляется соответственно годовому плану учреждения (выставки семейного творчества, конкурсы, досуги, выпуски газет, книгоиздание и т. д.). Педагогическое просвещение родителей в коррекционных группах планирует тифлопедагог.

На данный момент сложилась система планирования работы с родителями. Так как детский сад посещают дети с нарушением зрения в возрасте от трех до семи лет, поэтому содержание просветительского направления разделено на четыре этапа соответственно возрасту и особенностям развития детей со зрительной патологией. План работы на каждую возрастную предусматривает следующие обязательные мероприятия: консультации, родительские собрания, информирование через стенды, ведение «Дневников достижений ребенка».

Материал родительских собраний, групповых консультаций содержит информацию о годовых задач учреждения, о возрастных и специфических особенностей детей со зрительной патологией данного возраста, об организации коррекционной системы ДОУ, о сенсорном развитии детей, особенностях ориентировки, специальных способах деятельности, развитии предметных и временных представлений и др. 

Индивидуальное консультирование чаще всего осуществляется по запросу родителей и проходит в активной форме. Оно предполагает уточнение проблемы ребенка, его интересов, выяснение отношения родителей к дефекту ребенка. Здесь же проектируется объем и содержание коррекционной помощи и разграничение сферы коррекционного воздействия. Эффективна такая форма работы с родителями, как проведение с ними практических занятий по знакомству со специальными приемами деятельности, которым необходимо обучать их ребенку.

На стендах размещаются информация, предоставленная врачами, тифлопедагогом, психологом, социальным педагогом, например: офтальмоэргономические требования к организации деятельности ребенка, характеристика лечебных аппаратов, зрительные гимнастики, релаксационные упражнения для глаз и т. п.

Также в работе с семьей применяется такая форма работы, как ведение  «Дневников достижения ребенка». В них родителям сообщают обо всем новом, чему научился ребенок, о перспективах его ближайшего развития.

В нем предлагается несколько упражнений, способствующих закреплению специальных знаний и умений, которые дети выполняют совместно с родителями. Выполнение таких заданий совместно с ребенком активизирует родителей, побуждает их интересоваться успехами своего ребенка, выяснять причины неудач, трудностей, с которыми сталкивается их малыш.

Как правило, предлагаемые игровые упражнения направлены на решение следующих задач: общеразвивающая задача (с учетом программы обучения и возраста ребенка); специальная коррекционная задача (формирование специальных способов деятельности, приемов получения информации об объекте и др.); развитие зрительного восприятия; развитие осязания и мелкой моторики; развитие памяти, речи; развитие мышления и логики; развитие навыков ориентировки; подготовка руки к письму.

Дневник достижений ребенка заполняется еженедельно. Задания подбираются в соответствии с изучаемой темой (одежда, транспорт, цветы и т. п.). Предполагают работу в тетрадях, альбомах, изготовление поделок, наблюдения в быту, на улице и т. п.

Регулярная работа специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, помогает: глубже узнать родителям своего ребенка; создать близким взрослым комфортную для развития ребенка семейную среду; создать условия для активного участия родителей в коррекции, воспитании и обучении ребенка; формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми. Успешный положительный результат коррекционно – педагогического процесса напрямую зависит от того, насколько грамотно будут построены отношения между специалистами и родителями ребенка.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: