СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 172
  • Скачиваний: 18

УДК 378

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Э.Н.Шамукова

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые особенности развития детского коллектива, в рамках социального аспекта развития личности. Особая роль отведена вопросам оптимизации процесса управления ученическим коллективом.

Ключевые слова: социальный опыт, социальный организм, соревнование, игра, труд, эффективность организации, эффективность деятельности актива, эффективность управления.

Аbstract

In article key features of development of children's collective, within social aspect of development of the personality are considered. The special part is assigned to questions of optimization of management process by student's collective.

Index terms: social experience, social organism, competition, game, work, efficiency of the organization, efficiency of activity of an asset, management efficiency.

 

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его основание специально планируется и направляется педагогами – профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и, прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность.

Как писала Л.П.Буева: «Коллектив – это такой социальный организм, в котором люди объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе прочными «психологическими» связями. В коллективе имеется своя специфическая «психология», проявляющаяся в особенностях коллективного мнения, в специфической общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к каждому члену, в специфических целях, планах и т.п. Строго говоря, речь может идти о сложившемся коллективе только тогда, когда на объективной основе общей деятельности и демократического типа управления возникает эта сложная психологическая структура, объединяющая его членов, координирующая их действия, дополнительно стимулирующая и развивающая каждую личность посредством взаимного обогащения [1, с. 169-170].

В свою очередь, Л.И.Новикова рассматривала коллектив как своеобразную модель общества. С помощью которой педагоги стремятся, образно говоря, «поместить в ребенке» общество, его принципы, правила, социальные нормы. И если для общества детский коллектив является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, то для ребенка коллектив, в первую очередь, выступает некой  средой его обитания.

В детском коллективе ребенок развивается как социально активная личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы. Стремясь к самовыражению и самоутверждению среди сверстников, ребенок в коллективе находит среду, благоприятную или неблагоприятную для этого. И далеко не всегда он встречает общественное признание. Но тем самым, он учится отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. И только здесь он может занять «особое», удовлетворяющее его место в жизни.

В коллективе большое значение отводится системе отношений, которые рассматриваются в тесной связи со структурой коллектива и организацией деятельности. Отношения в педагогическом коллективе, а в особенности: отношения взрослых к детям должны быть объектом особого внимания со стороны руководства школы. Таким образом, важнейшим рычагом управления отношениями детей в коллективе является личный пример взрослых и  стиль отношений взрослых между собой и с детьми во многом определяет характер отношений в коллективе. Учителя, организуя жизнь детей в коллективе в рамках заданной структуры, включают их в самую разнообразную по своему содержанию и формам совместную деятельность. Образующаяся в процессе их общения система деловых связей и отношений становится основой интеграции коллектива как социально-психологической общности. И это очень важно в достижении каких-либо коллективных целей.

Коллектив сплачивается прежде всего в процессе совместной деятельности. Важнейшие методы ее организации – соревнование и игра.

Соревнование при правильной его инструментовке дает возможность укрепить связи между первичными объединениями коллектива, возбудить у детей чувство принадлежности к коллективу, повысить эффективность процесса интериоризации или общественной культуры.

Игра, используемая как метод организации совместной деятельности детей (познавательной, трудовой и др.), помогает ребенку идентифицировать себя с реализуемыми им игровыми ролями и тем самым повысить роль коллектива в процессе накопления социального опыта каждым его членом.

Важнейшая задача педагогов в процессе организации совместной деятельности детей – создание и укрепление в детском коллективе традиций. Накопление и хранение в традициях всего ценного, что уже создано предшествующими поколениями, - важный показатель его социального развития. Традиции укрепляют коллектив, делают его  жизнь более четкой и устойчивой, эмоционально насыщенной, а моральные нормы коллектива - более  действенными  и доходчивыми.

Традиции рождаются в значительной степени стихийно. Однако их укрепление и развитие зависят от целенаправленных усилий педагогов.

Очень важную роль в процессе становления коллектива, по мнению Л.И.Новиковой, играет труд. Анализируя развитие теории и практики коллективистического воспитания в период становления советской школы, она писала: «Труд по самообслуживанию являлся непременным компонентом совместной деятельности детей не только в силу необходимости, вызванной условиями времени. Самообслуживание было одним из важнейших принципов организации жизни детей в объединяющих их коллективах. Однако удельный вес труда по самообслуживанию, его содержание и организационные формы были различными» [2, с. 37].

Для того, чтобы стать полноценным фактором социального развития школьников, труд должен быть разнообразным по своему содержанию. Поскольку возможности таких видов трудовой деятельности, как учебный труд, самообслуживание, общественно полезный труд, труд по интересам, в интериоризации школьниками материальной культуры общества не идентичны, важно, чтобы каждый из них присутствовал в жизни ученического коллектива как компонент единой системы трудового воспитания.

Что же касается коллективных форм организации познавательной деятельности, то коллективная организация познавательного процесса приводит к возникновению целой системы связей, отношений между детьми, к образованию поля интеллектуального напряжения коллектива, дает возможность детям реализовать общественно значимые социальные роли в сфере познания. Именно поэтому большое значение придавалось именно форме организации познавательного процесса.

Ну а для того, чтобы наладить работу коллектива «как часы» просто необходимо уделить пристальное внимание вопросам оптимизации процесса управления ученическим коллективом. Л.И.Новикова отмечала, что процесс взаимопроникновения влияний воспитательного коллектива и окружающей его среды является оптимальным тогда, когда он управляется педагогами.

Среди вопросов эффективности организации коллективной деятельности можно отметить условия педагогически целесообразной организации совместной деятельности школьников, определяющие воспитательную эффективность складывающихся деловых отношений: максимальная опора на принцип взаимодополнения и взаимообогащения; совершенствование структуры деятельности школьников за счет включения в нее различных по своему содержанию и характеру видов и интеграции их в единую деятельность коллектива; выход за рамки интересов и потребностей своего коллектива, включение детей в деятельность, направленную на совершенствование окружающей их микросреды, на решение широких социальных задач; опора на самоуправление.

Л.И.Новиковой было установлено, что эффективность преодоления противоречий между коллективом и отдельными детьми или группами детей, которые опережают в своем развитии требования коллектива или отстают от них зависит не только от следующего комплекса причин: социальных, психологических и биологических характеристик ребенка, от состояния его здоровья, внешней привлекательности, но и от индивидуального социального опыта, приобретенного раньше в семье, детском саду.

Педагог также отмечала, что эффективность влияния коллектива на ребенка зависит от «поля коллектива», от того, насколько благоприятно положение ребенка в системе коллективных отношений. Л.И.Новикова писала: «Детский коллектив — могущественный инструмент воспитания подростков в руках педагогов. Однако его эффективность зависит от того, какое положение занимает подросток в системе коллективных отношений» [3,с. 11].

Эффективность деятельности актива, согласно Л.И.Новиковой, зависит от трех основных факторов: помощи со стороны учителей- предметников; специальной педагогической и психологической подготовки актива, необходимой для организации деятельности сверстников и установления правильных взаимоотношений с ними; помощи со стороны органов самоуправления ученического коллектива школы - комитета комсомола, совета пионерской дружины и др.

Существенной представляется также проблема эффективности управления коллективом (включающая такие аспекты как педагогическое мастерство, стили управления, требования и дисциплина).

Эффективность обучения и использование коллективных форм деятельности, писала Л.И.Новикова, зависит от того, насколько рационально они включены в структуру учебно-воспитательного процесса. Целесообразность введения той или иной формы, частота ее применения, характер связи с другими определяются спецификой учебного предмета, содержанием изучаемой темы, особенностями тех коллективов, где эта форма используется. Введение коллективных форм организации познавательной деятельности расширяет воспитательные возможности ученического коллектива, который становится более эффективным ин­струментом приобщения школьников к общественной культуре в целом.

Меняется образ жизни ученического коллектива — характер его жизнедеятельности, содержание общения, соотношение самоуправления школьников и педагогического руководства.

Кроме того, Л.И.Новикова отмечала, что эффективность учебно- воспитательного процесса школы можно повысить за счет:

  • коллективной организации познавательной деятельности школьников, включения ученического коллектива в «труженические» отношения и организации содружества его с трудовыми коллективами взрослых;
  • включения в жизнь детского коллектива ситуаций, побуждающих школьников к взаимопомощи и творчеству, и комплексов воспитательных воздействий, обеспечивающих непрерывность влияния коллектива на детей;
  • информационного обеспечения процесса педагогического управления детским коллективом;
  • расширения диапазона социальных ролей школьников в коллективе и развития ученического самоуправления;
  • координации и дифференциации усилий взрослых, принимающих участие в воспитании детского коллектива [2, с. 135-136].

Таким образом, подводя итог, важно отметить, что если детский коллектив постоянно заботится о жизни, всестороннем развитии и бытовых условиях каждого ребенка, то это способствует выработке у детей таких качеств, как стремление к социальной справедливости, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответственность. Каждому члену школьного коллектива необходимо чувствовать себя звеном в социальном развитии общества. Если коллектив интересуется условиями жизни своих членов в семье, их потребностями, отношениями и делами, если детский коллектив способствует созданию для школьников всех необходимых условий для развития их способностей и дарований, то дети привыкают видеть в коллективе источник получения социальных благ, работать для него, развивать в себе понимание важности сочетания интересов - коллективных и личностных.

Литература

  1. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева.- М.,1968
  2. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова.-М., Педагогика, 1978
  3. Новикова, Л.И. Детский коллектив и подросток / Л.И. Новикова.-М., Знание, 1979
  4. Шамукова, Э.Н. Вопросы воспитания в коллективе в работах ленинградских педагогов / Э.Н.Шамукова. – Казань, журнал «Образование и саморазвитие», 2014.
  5. Шамукова, Э.Н. Психологические аспекты в развитии теории и практики коллектива / Э.Н.Шамукова. – Сочи, журнал «Гуманизация Образования», №3, 2014.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: