Словообразование - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 119
  • Скачиваний: 10

«Разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. »

Тема: Словообразование. (6 класс)

Тип урока: ОНЗ

Цели:       

  1. Познакомить обучающихся с основными способами образования слов.
  2. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
  3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые  результаты        

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять цель урока, уметь формулировать цель урока; уметь выстраивать последовательность действий на уроке; оценивать правильность собственных действия на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; определять характер сделанных ошибок; (Регулятивные УУД).

- Уметь излагать свои мысли в устной форме; формулировать собственное мнение и  позицию; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

-знать что такое словообразование.

- уметь определять способы образования слов.

-уметь делать морфемный разбор.

-уметь делать словообразовательный разбор.

Основные понятия: 

Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.

Межпредметные связи      

Литература

Ресурсы:

- основные

- дополнительные      

 Учебник. «Дидактический материал (упражнения)».

 Проектор, экран, презентация, ноутбук,  тестовые карточки, опорные схемы.

Электронная физкультминутка   (источник http://www.pedsovet.org/ )

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

Интернет-ресурсы    

http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/

http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola-

  http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.

                          Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1)    Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2)    Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3)    Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть на уроке русского языка

- Давайте вспомним , какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- А как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными, чтобы уметь владеть русским языком)

- Какие  шаги нам необходимо выполнить при освоении нового знания? (Выяснить, что мы знаем и не знаем).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3)  Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: пробежать, подберезовик, полет.

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

- Учащиеся первых двух парт первого ряда по цепочке решают лингвистическую задачу.

Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного пожелтелый приставку, у глагола плавать – корень, у существительного лесок - суффикс.

-Какое слово у вас получилось? (Поплавок).

-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Морфемы»? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно», если «неверно», разбирает ошибки)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Каким способом образовались эти слова?

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все способы словообразования вам знакомы? (Нет! Мы не знакомы с способами словообразования).

- Попробуйте объяснить как образовалось слово прочитать. (к корню -чит- добавили приставку про- )

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о способах словообразовании)

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1)   Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2)     Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3)    На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Как можно образовать новое слово? ( При помощи приставки, суффикса и окончания ).

-Какова же проблема? (словообразование).

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы словообразования).

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Словообразование).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить значение или правописание слова? ( мы используем метод наблюдения и анализа).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения и анализа? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

  1. Реализация построения проекта.

1)    Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2)    Организация фиксации нового способа действия в речи.

3)     Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4)    Организация фиксации преодоления затруднения.

5)    Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Ветер – Ветреный – Безветренный

Свет – Светать – Рассветать

Лед колет - ледокол

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? ( При помощи суффиксов, приставок образовались новые слова).

-Еще какие наблюдения  вы провели? (При помощи сложения двух основ слов)

- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)

- А если возьмем, например, слово бег? (бессуффиксный)

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

 На доске: Эталон «Словообразование».

(Сделаем справочную таблицу).

Основные способы образования слов в русском языке

  1. Приставочный

лететь – пролететь

  1. Суффиксальный

Лес - лесок

  1. Приставочно-суффиксальный

осина - подосиновик

  1. Бессуффиксный

Переходить - переход

  1. Сложение

Лес + степь – лесостепь

Физическая культура – физкультура

Юный корреспондент – юнкор

Высшее учебное заведение – вуз [вус]

  1. Переход слов одной части речи в другую

Прил. Сущ.: Столовая комната - дежурный

- Теперь мы можем объяснить способы образования слов.

-Как преодолеть затруднение в определении способов словообразования? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что  вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).

(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально:

– в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 172 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца

1вариант. Выход (приставочный способ).

2 вариант. Опилки (приставочно-суффиксальный).

- Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1)    Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2)    Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)    Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.

Подлокотник, камешек, генерал-лейтенант, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Белгород, рядовой.

  Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 66). На работу 9 минут.

- 9 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:   «Словообразование».

Слова образованные

Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;

Суффиксальным способом: камешек, вездеходный, переводчик, морковка;

Приставочно-суффиксальным: подлокотник, прошляпить, подледный;

Бессуффиксным способом: расход, поиск;

Сложением основ: самолет, Белгород;

Сложением слов: кресло-качалка, генерал-лейтенант;

Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1)    Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2)    Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить способы словообразования).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием.

Включается проектор. Обучающиеся смотрят на слайды.

Постройте словообразовательную цепочку (нужно написать недостающие слова)

Видеть - - - невидимка

Греть - - обогревать - - обогревательный

Свет - - рассветать

Вода - - - водить

Обучающиеся пишут свои варианты.

Далее включается слайд с ответами:

Видеть – видимый – невидимый - невидимка

Греть – обогреть - обогревать – обогреватель - обогревательный

Свет – светать - рассветать

-Проведите самопроверку по эталону.

-Кто ошибся в составление цепочки Вода - - - водить? Можно ли образовать от слова вода слово водить нашим правилом? (Нет, потому что эти слова не однокоренные).

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

  1. IX. Рефлексия учебной деятельности.

1)    Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2)    Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)    Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4)    Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5)    Организация обсуждения и записи домашнего задания.

- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).

- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход од одной части речи в другую).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).

- Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Словообразование», справочная таблица).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?

 Научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !

 Научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить способы словообразования. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !

Научился определять способы словообразования и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

  1. Кто научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 174.

2 Кто научился определять способы словообразования, но не уверен, что самостоятельно сможет определять способы словообразования, пусть выполнит упр. 173.

  1. Кто научился определять способы словообразования и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 3-4 слова по каждому способу словообразования и составьте с ними 5 предложений.
  2. Задания для умников и умниц:

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Выполните Лингвистическую задачу:

- В каком ряду есть только формы слова?

1) Телефон, телефонный, телефоном;

2) Весенний, весеннему, весеннего;

3) Конь, коней, конница;

4) Плавать, поплавать, плыть;

В работе можно использовать этимологический словарь.

(ответ 2)

-Оценка учебной деятельности класса.

-Спасибо, я вами доволен.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: