Цели:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, картинки, и т.д.
Ход урока.
Начало урока.
I. Психологический настрой.
На данном этапе используется стратегия «Снежный ком». Ученики по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Деление на 2 группы с помощью цветных стикеров.
На стул каждого ученика клеятся стикер определённого цвета, затем учащиеся объединяются по одинаковым цветам .
Середина урока .
II. Повторение пройденного материала. Игра «Крестики-нолики».
III. Введение нового материала.
Прочитайте слова. Выделите маркером корень в словах: школа, учебник, книголюб.(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- В слове книголюб количество корней выделено по-разному.
- Почему возникло затруднение?
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове книголюб? А сколько корней в слове книголюб, мы узнаем познакомившись с темой урока: «Сложные слова»
Стратегия «Роль на стене». Учащиеся пишут то, что знают о сложных словах. Затем пишут ,что еще хотели бы узнать. После раздаются листовки с правилом на тему «Сложные слова»
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветный – сложные слова
Слова, у которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ:
звездопад, вездеход
Сложные слова образуются: сложением 1.Целых слов: школа-интернат
2.сложением основ слов с соединительной гласной: пароход
В сложных словах есть соединительные гласные,
Чаще всего О или е.
Соединительная буква О пишется только после букв твердых согласных:
ледоход, самолёт
Соединительная буква е пишется после мягких согласных,
а также после букв ж, ш, ц:
корнеплод, пешеход, птицелов
IV. Выполнение системы упражнений .
Задание №1. Работа по картинкам .Угадываем слово. Выделяем корень. Составляем предложение (устно).
Человек, который разводит пчел – ПЧЕЛОВОД Человек, который много ходит пешком – ПЕШЕХОД Человек, который любит плавать на море – МОРЕПЛАВАТЕЛЬ Человек, который варит сталь – СТАЛЕВАР Бездельника, который лежит на боку? – ЛЕЖЕБОКА Рубит мясо – МЯСОРУБКА Поток воды, который падает с большой высоты ВОДОПАД Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос) Он в безбрежном океане, туч касается крылом. Развернется над лучами – Отливает серебром. (Самолет).Сразу несколько камней. Все посыпались как град – Что же это? (Камнепад).