.« Для того чтобы связывать теорию с практикой, с повседневной и всесторонней работой на общую пользу, для этого надо много и самостоятельно учиться». (Н. К. Крупская)
Самая важная задача школы – дать обучающимся навыки самостоятельной работы. Сегодня, когда темпы обновления научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему продуктивно работать, приходиться все время доучиваться и переучиваться, ясно, что школа должна не только снабжать ребят базовыми исходными знаниями, но и привить умение самостоятельно их развивать в дальнейшем.
Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться общепризнанными. Но, к сожалению. На практике дело обычно сводится лишь к заданиям самостоятельно прочесть тот или иной параграф из учебника и, в лучшем случае, подготовить по предложенной теме доклад для урока. Сетуя на отсутствие у ребят привычки к чтению, как правило, сетованиями и ограничивается, забывая, что естественно и необходимо для работы с книгой умения появляются не от одних призывов, а от планомерной работы по их формированию.
Наряду с проблемами совершенствования программ , учебников, методов и форм обучения ставится задача научить обучающихся учиться, привить им умения самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться. Эта задача является одной из главных, от ее решения во многом зависит эффективность учебно – воспитательного процесса., определяющими и конечными целями, которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.
В психолога – педагогической литературе нашли отражение вопросы связанные с выделением различного вида умений и навыков, с характеристикой этапов их формирования и указанием параметров, позволяющих судить о степени овладения ими. При этом следует отметить, что в научной литературе по вопросам обще учебных умений самостоятельной работы нет еще единого мнения и единых подходов к типизации умений ( для нее выделяются самые различные основания), не вскрыт в достаточной мере механизм их формирования, не установлены связи, имеющие место при обучении этим умениям в различных школьных предметах.
В литературе по методике преподавания математике показаны особенности обучения обучающихся отдельным интеллектуальным умениям и навыкам, вскрыты методические подходы к их формированию. Однако специфика методики обучения умениям и навыкам самостоятельной работы отражены недостаточно.
Почему на каждом уроке столь важна самостоятельная работа? Это сильнейшее средство эффективного обучения, при правильной методике оно исключает возможность «отсутствовать» в классе, присутствуя на уроке, т. е. сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Самостоятельная работа обучающихся незаменима для становления личности. Она имеет психологическое обоснование, отвечает любознательности и стремлению, Выраженному в словах «я сам». Эти черты прекрасно передал С. Я. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
На огромное значение самостоятельной работы указывали такие виднейшие педагоги и просветители, как Я. А. Коменский, Ж – Ж Руссо, А. Дистерверг, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.
Самостоятельная работа является качеством личности обучающегося, она проявляется в мышлении, речи, практике, мотивации, поведении и деятельности, организации учебного труда.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время - поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Основные виды самостоятельной работы:
1. Работа с книгой
2. Упражнения
3. Выполнение практических и лабораторных работ
4. Проверочные самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты
5. Подготовка докладов, рефератов, проектная деятельность.
6. Домашние опыты.
7. Техническое моделирование и конструирование.
Развитие самостоятельной и творческой активности обучающихся уделяется большое внимание, добиться же этого можно, если включить обучающихся в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, т. е. умение замечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы.
Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. В последнее время большинство авторов относят самостоятельную работу к методам обучения, поскольку она выступает в роли одного из распространенных способов решения учебно – воспитательных задач, в частности задач развития познавательной самостоятельности и умения учиться.
Методы самостоятельной работы не только содействуют применению знаний в ходе упражнений, но часто непосредственно применяются для изучения самими обучающимися нового учебного материала по учебнику, для самостоятельного выполнения заданий.
Я в своей работе очень часто использую методы самостоятельной работы, даже при объяснении нового материала, например при введении темы, в 7 классе «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений». Еще в глубокой древности было подмечено , что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. Их несколько. Сегодня нам придется сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул. Дальше я каждому ученику даю свое задание, можно разделить класс на группы и дать задание каждой группе, но в моем классе всего 8 человек. Каждому из ребят предлагаю заполнить одну из строк таблицы, перемножив пары двучленов, приведенных в этой строке.
1 (a-b)(a+b) (a-b)2
2 (m-n)(m+n) (m+n)2
3 (2+a)(2+a) (2-a)2
4 (5-x)(5-x) (a+b)2
5 (5+x)(5+x) (v+u)2
6 (3-a)(3-a) (3-b)2
Когда обучающиеся заполнят таблицу, я прошу их выяснить есть ли нечто общее в условиях и ответах. Получив ответ, мы вместе с ребятами пытаемся «открыть» новые для нас правила . После такого приема ученикам проще запомнить новые правила.
Для обучающихся пропустивших урок у меня тоже разработаны карточки для самостоятельного изучения пропущенной темы. Привожу пример одной
Карточка 1.
1. (a+b)2= a2+2ab+b2
(2+b)2=22+2*2*b+b2=4+4b+b2
(3v+c)2=(3v)2+2*3v*c+c2=9v2+6vc+c2
Реши сам
2. (n+m)2=
(3+c)2=
(5a+b)2=
В журнале “Математика в школе» №4 за 1993 год познакомилась с «Уроком - Улей». Идея мне понравилась, но в моих классах эта форма урока не дала ожидаемого результата. Не знаю, может быть, ребята были не готовы к этому уроку, но так как у многих ребят оказались одинаковые задания, обучающиеся пытались списать друг у друга, поэтому идею урока я оставила, но вот задания дала всем разные. Правда, времени на подготовку такого урока ушло больше, но ребята смогли оценить свои знания.
В своей работе я очень часто пользуюсь карточками, а вот проверка самостоятельных работ – весьма трудный и трудоемкий процесс. Обучающиеся хотят сразу знать результат, поэтому для упрощения я составляю карточки, в которых каждому заданию дано несколько ответов и только один из них правильный. Каждому ответу сопоставлена буква. И как только ученик, решив задания, показывает набор букв, я могу сразу проверить работу. Времени на это уходит совсем немного.
Иногда использую самопроверку и взаимопроверку, но этот прием не всегда оправдывает , так иногда ребята исправляют друг другу ошибки или завышают оценку.
Конечно, самостоятельная работа используется и при работе с книгой и от нее нельзя отказываться, но в настоящее время наши ученики мало читают, ведь у них есть компьютер. Конечно, от этого вида работы нельзя отказываться, но иногда на нее просто не хватает времени.
Самостоятельную работу можно применять и при объяснении нового материала, и при закреплении , и при текущем контроле, т. е. без нее не проходит практически не один урок.