Салют, пионерия - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: rar
  • Просмотров: 240
  • Скачиваний: 17

Конспект внеклассного занятия по русской литературе «Салют, Пионерия!» по страницам произведений Аркадия Гайдара, Эдуарда Багрицкого, Константина Симонова, посвящённого 95-летию пионерской организации.

Цель: познакомить ребят с пионерами и тимуровским движением, с произведениями  Аркадия Гайдара, Эдуарда Багрицкого, Константина Симонова.

Задачи:  образовательные

               Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны; воспитывать чувства  патриотизма,  любовь к Родине; побуждать активность учащихся, развивать самостоятельность, инициативу.

 

             Развивающие: развивать связную речь учащихся, навыки сотрудничества с одноклассниками; развивать навыки выразительного чтения, память, мышление, воображение.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, проблемная ситуация.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, экран;  презентация «Биография Гайдара», «Биография  Э.Багрицкого»;  видеоролик «История пионерского движения»; оформление доски.

Ожидаемые результаты: вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников; желание изучать историю своей страны, пионерского и тимуровского движений на материале русской литературы того времени; желание выразить отношение к пионерскому движению, к произведениям авторов, которые не включены в школьную программу.

Ход мероприятия:

 

1.Организационный момент.

2.Целеполагание.

- Сейчас мы с вами начнём занятие, тему которого я предлагаю вам определить самим.

Первое слово означает военное приветствие или отдание почестей выстрелами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельбу и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события.  (Слайд 1)

Второе слово состоит из пяти слогов.

1 слог - в физике равен примерно 3,14.

2 слог - простой непроизводный предлог.

3 слог – частица.

4 слог – первые две буквы столицы Италии.

5 слог – личное местоимение. (Слайд 2)

- Правильно. Тема нашего занятия «Салют, Пионерия!»  и  посвящается оно 95-летию пионерской организации. (Слайд 3)

 

3.Введение в тему урока.

- Кто такой  пионер? Давайте мы с вами быстренько составим кластер. Из предложенных слов я предлагаю выбрать те, которые ассоциируются у вас со словом пионер. (Слайд 4)

- Молодцы!

4.Выступление учащихся. Знакомство с пионерским движением.

- Взвейтесь кострами, синие ночи!

  Мы, пионеры, дети рабочих.

  Близится эра светлых годов.

  Клич пионеров: Всегда будь готов!  (Слайд 5)

 

( Под эти слова ученики выходят и строятся перед доской)

На смену ребятам пришли пионеры.

Их галстук, значок помним мы до сих пор.

Страну охватило всю общее дело,

Всегда будь готов!- основной их упор.

День рождения Пионерской организации – 19 мая 1922 года. В 2017 году  Пионерии исполняется 95 лет! «Пионер» значит первый: тот, кто идёт впереди, за кем идут другие. Пионер – для всех пример. Девиз пионеров: «Будь готов! Всегда готов!»

Пионеры жили дружно, помогали друг другу, ходили в походы, пели песни у костра, интересовались наукой и техникой, участвовали в спортивных соревнованиях. А самое главное – участвовали в улучшении окружающей жизни: активно озеленяли города, посёлки, сёла и родные школы, собирали макулатуру, жёлуди, металлолом, выступали с концертами в сельских клубах, на  фермах, заводах, помогали строить клубы и стадионы.

-Что такое счастье, это каждый понимал по-своему. Но все они понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной. Кому принадлежат эти прекрасные строки? Правильно, Гайдару. Пусть теперь страна наша зовётся по-другому, всё остальное ничего не изменилось. Надо честно жить, много трудиться и крепко любить нашу Родину.

  1. Изучение жизни и творчества Аркадия Гайдара.

- Говоря о пионерах и пионерской организации, нельзя не вспомнить  о Гайдаре. Кто такой  Гайдар и что вы о нём знаете?

- Давайте обратимся к нашему биографу Лене. Она подробно изучила жизнь и творчество этого удивительного писателя.

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию. Подумайте, почему жизнь Гайдара можно назвать необыкновенной.

(Презентация «Жизнь и творчество Аркадия Гайдара»)

- Что вас удивило в биографии Гайдара? (В 17 лет командовал полком)

-Легко ли в 17 лет командовать полком? Сколько человек в полку?

-Как научиться этому? (Сначала надо научиться командовать собой)

-В этом году вам предстоит сдать экзамен по русскому языку.  Хорошо написать сочинение-рассуждение 15.3, вам помогут книги Гайдара. Именно в них  можно найти  аргументы на такие  темы, как что такое совесть, что такое честность, совесть, счастье, милосердие, доброта, патриотизм. Прочитайте и запомните названия этих книг, обязательно их прочитайте.

   (Слайд 6)

  1. Повесть «Тимур и его команда»

Эта повесть была написана в 1940 году. Гайдар также написал сценарий. Картину сняли, и  к концу 1940 года она вышла на экраны. (Слайд 7)

 -Наступило трудное, горькое и героическое время. Встал вопрос: что же должен делать каждый? Этот вопрос встал и перед советскими детьми.

Повесть о Тимуре помогла найти ответ на этот вопрос.

 Ни одна книга до того времени  не завоёвывала так быстро симпатии читателей, как книга о Тимуре; ни одна книга не обладала  такой силой воздействия на их сердца и умы, ни одна ещё не становилась сразу после своего появления таким славным организатором детей, как это случилось с книгой  Гайдара. В городах и сёлах, в пионерских отрядах возникли  тимуровские команды, подобно команде из книги Гайдара. Тысячи тимуровцев, подражая герою книги, помогали семьям воинов Советской Армии , чем только могли.

- Давайте послушаем разговор Тимура и ребят из его команды и убедимся в этом сами.

(Сценка «Тимур и его команда)

Имя Тимура стало  нарицательным. Когда сейчас видят, как мальчики и девочки помогают больным, старикам, одиноким людям, про них говорят: «Вот настоящие тимуровцы!» Хотя сейчас в моду входит  новое слово волонтёр, слово тимуровец, по-моему, нам дороже и роднее.

Ребята, началась  весенняя неделя Добра. И вы, пожалуйста, не  забывайте помогать одиноким людям, продолжайте работу по уборке закреплённых территорий, продолжаем благоустраивать территорию вокруг памятников  в близлежащих населённых пунктах.

7.Изучение жизни и творчества Эдуарда Багрицкого.

- Двадцатые годы над миром летели,

  Разруха и голод в глаза нам глядели.

  Лихие тачанки нас в бой уносили,

  Легенды расскажут, какими мы были.(Слайд 8)

- Листаем страницы истории дальше.  Кто такой Эдуард Багрицкий и что вы о нём знаете?

- Давайте обратимся к нашему биографу Даше. Она  подробно изучила жизнь и творчество этого писателя и переводчика.

(Презентация «Жизнь и творчество Эдуарда Багрицкого»)

 

Одна из современниц Багрицкого вспоминает: «В последние годы его неодолимо притягивала жизнь пионерии…Когда слышались звуки горна и барабана, Багрицкий широко распахивал окна, а иной раз выходил даже за ворота, чтобы посмотреть на весело поющих ребят, их развевающиеся красные галстуки. Вид марширующего пионерского отряда напоминал поэту боевую юность, солдатскую дружбу».

  Стихотворение «Смерть пионерки» было  написано в 1932 году. А вы, дорогие 9-ти классники, из уроков истории знаете, что в 30-е годы начался новый виток репрессий против церкви. Прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В деревнях после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или в клуб, а священника арестовывали и отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Стихотворение «Смерть пионерки» было написано в духе того времени. Оно было включено в школьную программу, по которой учились мы. Многое с тех пор изменилось, изменились идеалы и  идеи. Но лирическое отступление, в котором прославляется молодость, молодые люди, а это и пионеры и их старшие братья комсомольцы, которые всегда боролись за Родину, добро и справедливость, неподвластно времени.

Это такие строки, выучив один раз, невозможно забыть.

8.Чтение отрывка из стихотворения «Смерть пионерки».

9.Знакомство с итогом опроса авторитетных людей нашей школы, какие произведения они хотели бы вернуть в школьную программу.

  1. Знакомство с итогом опроса родителей, какие произведения им больше всего запомнились.

Мы с учащимися 9-го класса провели опрос  среди родителей своего класса, опрос тех родителей, кто пришёл на общешкольное собрание 11 апреля, опрос работников Микряковсого Дома Культуры и выявили, что нашим родителям  очень запомнились такие произведения, как «Как закалялясь сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о Зое и Шуре», «Павлик Морозов», «Тимур и его команда», «Сын артиллериста».

-Они  также назвали фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица».

11.История создания баллады  «Сын артиллериста» Константина Симонова

-1941-й год. Шла Великая Отечественная война. Для поднятия боевого духа солдат правительство поручило Константину Симонову написать стихотворение. Поэт создаёт такое стихотворение, точнее балладу. Что такое баллада? (Слайд 9)

В основу произведения легла подлинная история дружбы двух фронтовых офицеров, которые вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою жизнь с армией. У одного из боевых товарищей подрастал сын, который справедливо считал, что у него не один, а целых два отца.

12.Балладу Симонова «Сын артиллериста» читает Аня Малова.

  1. Кластер.

-Давайте обратимся к нашему кластеру и дополним его новыми словами.

-Пионер –это наша биография и наша судьба. И мы, ребята, очень довольны своей судьбой, так как в нашей жизни были и пионерские линейки, и тимуровское движение, и красные галстуки, и газета «Пионерская правда», а по утрам без 15 минут 8 радиопередача «Пионерская зорька».

-Нам не думать об этом нельзя,

 И не помнить об этом не вправе мы,

 Это наша с тобою судьба,

 Это наша с тобой биография.(Слайд 10)

-Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, в котором увидим, какой нелёгкий путь прошла пионерия, комсомольцы.

  1. Видеоролик «История пионерского движения».
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: