С детьми играть – ум, разум, душу развивать - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 168
  • Скачиваний: 8

«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!»

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника.

Смагина Ольга Александровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка»

г. Мичуринск, Тамбовская область

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир маленького ребенка - это копия мира взрослых. Каждую игрушку малыш способен наделить как существующими, так и выдуманными свойствами. Игра помогает маленькому человеку освоиться в том обществе, где он живет, включая культурные традиции, взаимоотношения и роли.

Структура игровой деятельности дошкольников обычно состоит из нескольких фаз:

·         сенсомоторная игра;

·         режиссерская игра;

·         сюжетно- и образно-ролевая игра (сюда же входит и музыкально-игровая деятельность дошкольников);

·         игра по правилам.

Осознание ребенком окружающего мира начинается с освоения игрушек, издающих звуки, приятных на ощупь, различных предметов быта, жидких веществ и сыпучих материалов. Всем родителям рекомендуется покупать малышам игрушки, по своим функциям максимально приближенные к тем предметам, с которыми ребенок столкнется в течение жизни.

Руководство игровой деятельностью дошкольников в этот должно быть легким и ненавязчивым. Родители могут активно включать детей в свои повседневные дела, не только знакомя их с предметами окружающего мира, но и незаметно приобщая к обязанностям и воспитывая в детях полезные привычки.

В более старшем возрасте ребенок осваивает режиссерскую игру, то есть самостоятельно наделяет предметы различными свойствами и руководит их действиями.

Далее игровая деятельность младших дошкольников становится сюжетно-ролевой. Копируя мир взрослых, дети начинают организовывать подобие семей, больниц, магазинов и т.п. Если раньше ребенок мог играть самостоятельно, то с возрастом он тянется к общению и кооперации с другими детьми, что еще больше говорит о важности игры в становлении ребенка как существа социального.

Далее командные игры начинают напоминать соревнования, и содержат в себе определенный набор правил.

 

Особенности игровой деятельности современных дошкольников

В отличие от предыдущих поколений, современные дети имеют больше возможностей идти и ногу с прогрессом. Игровая деятельность современных дошкольников способствует более прогрессивному психическому и физическому развитию, овладением речью, развитием познавательных процессов и функций памяти.

Корректировать все эти процессы стало проще за счет компьютерных программ и возможности педагогов и родителей делиться опытом на расстоянии с помощью всемирной глобальной сети.

Современные дети имеют больше возможностей развиваться во время игр, будь то компьютерная познавательная программа или игрушка с нужными для развития функциями. Главное же, чего удается достичь, это развитие у дошкольников воображения, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности.

 Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества.

        Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры. А они огромны:

·         Игры развивают познавательные способности личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, ум, развивать  творческие способности детей, формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей;

·         Способствуют познанию ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду, семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речах, мимике, жестах, трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых (мам пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

        Все это происходит в том случае, если игры дошкольников находятся под присмотром взрослого, если она построена на содержательном общении взрослых (родителей) с ребенком.

        Важным педагогическим условием, способствующим развитию игры ребенка, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи. Иногда коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по- разному: возить строительный материал, превратить в кровать для куклы или в коляску для прогулки. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки.

        Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их большое количество. Достаточно иметь 2-3  игрушки одного вида.

        Покупая игрушку, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость, главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать покупку, спросите ребенка, для каких игр понадобится новая игрушка.

        Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но даже при наличии отдельной комнаты детям не выделяют игровой уголок. Игрушки обычно сложены в ящики, коробки, а если игрушка не находится в поле зрения ребенка, то она не провоцирует его на игру, малыш не может начать игру, создать игровую ситуацию. Держать игрушки надо открытыми. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только в определенном месте. Ребенок стремится играть там, где находятся взрослые члены семьи. Он нуждается в постоянной помощи, поддержке взрослых, их поощрении. Местом для игры он может выбрать кухню, комнату бабушки и другие помещения.

        Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обобщает игровой и нравственный опыт, помогает детям осваивать игрушки, формируется у них умение играть.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребенку  новые игровые действия с ней, поиграйте с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой. Не торопитесь выбрасывать сломанные игрушки, почините их вместе с ребенком и этот ремонт обыграйте. Сделайте своими руками игрушки.

        Научитесь играть в шашки и шахматы, особенно папы и дедушки, и вы можете  организовывать интересный и полезный досуг со своими старшими детьми-дошкольниками.

        Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку.

        Используйте в играх русский народный фольклор, считалки, скороговорки, загадки, пословицы. Это сокровища народной мудрости.

        В России игры называют забавами, они всегда помогают народу облегчить жизнь, перестать горевать, успокоиться. Народные игры, хороводы, песни являются фундаментом гармоничного развития интеллекта, основой здоровья ребенка. Такие простые движения, как потягивание, хлопки, похлопывание по всему телу, притопывание – массажируют биологически активные точки юного тела. Притопывание также способствует профилактике и лечению плоскостопия, массажирует внутренние органы. Кроме того, народные игры имеют физиологически обоснованный ритм, с таким же ритмом бьется сердце.

        Ребенок в большом городе подобен свернутой пружине, а ему необходимо выплеснуть застоявшуюся энергию, Для  этого нужно дать ребенку возможность покричать во весь голос, побегать, изобразить животных, птиц голосом и пластикой.

        Вспомните старинные игры и  забавы: такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало», «Чехарда», «Пятнашки», «Али-баба» и др. Поиграйте с детьми в эти игры, и Вы увидите, как рады будут дети, как у Вас исчезнет плохое настроение. Играя в эти игры, Вы и Ваши дети  получают огромный физиологический и психологический заряд энергии.

Не секрет, что значительную часть времени мамы  проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком, предложите ему поиграть в слова – половинки, придумать истории, поупражняться в произношении скороговорок и т.п.

        Совершайте совместные прогулки во дворе, парке, где можно играть с песком и в подвижные игры.

        Позволяйте дома играть ребенку с водой в ванной, эти игры расслабляют и успокаивают агрессивных детей, развивают ум.

        Чем больше времени уделяют родители  своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают семью, создают в ней дружественную атмосферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО  ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОМА

1.     Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.

2.     Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.

3.     Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).

4.     Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.

5.     Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).

6.     Убирать периодически игрушки и выставлять их.

7.     Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и др.)

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: