С 2004 года – творческая группа учителей Центра образования №1447 имени Н.А. Островского ЦАО города Москвы – принимаем участие в экспериментальной работе, направленной на создание модели инклюзивного образовательного пространства.
С 2005 года я (Чеботарева Екатерина Александровна) так же являюсь учителем – экспериментатором в данной школе. В настоящий момент в моем классе, который является инклюзивным, обучаются дети с нарушенного развития: двое детей с синдромом Дауна, ДЦП, не слышащий ребенок (имплантат), оперированная киста левой височной доли.
Что такое инклюзивное образование и инклюзивная школа? Инклюзивное образование – это процесс взаимной адаптации индивида и общества друг к другу, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам детей.
Инклюзивная школа - это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школа, воплощающая лучшее в образовании. Инклюзивная школа помогает детям развиваться и находить свое место в обществе, притворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. В ходе этого процесса не только индивид адаптируется к обществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.
В последние годы за рубежом (в США, Канаде, Великобритании и других странах) на смену понятию «интеграция» приходит понятие «инклюзия» (inclusion – включение).
На основе выше изложенного мы считаем допустимым использование термина «инклюзивное образование» как обозначающего процесса обеспечения доступа к образованию, для детей с особыми потребностями.
В своей экспериментальной работе мы реализуем модель комбинированной инклюзии, в которой предполагается, что главной учебной средой для ребенка с «особыми» образовательными потребностями будет обычный класс. При этом ему оказывается необходимая помощь: предоставляются специальные учебные пособия, с ним проводят занятия логопед, дефектолог, психолог. Однако главным человеком в его учебной жизни является, конечно, учитель.
Главный наш вывод таков: чтобы ребенок с особенностями развития органично вписался в обычный класс общеобразовательной школы, необходим совершенно другой, нестандартный подход к обучению.
Прежде всего, необходимо уйти от обычной практики опоры только на зрительное и слуховое восприятие детей при изучении и закреплении учебного материала. На наших уроках используется масса способов телесного освоения материала (примеры будут приведены ниже). В инклюзивных классах широко используется метод подготовки и защиты детьми проектов – как возможный вариант закрепления полученных знаний в их практической деятельности. Интересно проходят комбинированные уроки, уроки - сказки, уроки – игры. Очень важный момент – корректировка содержания образовательных программ, которые осваивают учащиеся, создание и использование критериев успешности учебной деятельности детей с «особыми» образовательными потребностями. Это лишь немногие стороны нашей работы.
В данном выступлении мы расскажем о некоторых методических наработках, связанных с организацией работы всех детей, обучающихся в инклюзивном классе, в том числе, и ребенка с «особыми» образовательными потребностями.
Цели, которые мы перед собой поставили:
- создать условия для социализации детей с различными нарушениями в среде обычных сверстников;
- создать для ребенка с «особыми» образовательными потребностями условия для овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующими Государственному образовательному стандарту начальной школы;
- сформировать у детей предпосылки самостоятельной учебной деятельности в виде общеучебных умений и навыков.
Нам очень хотелось, чтобы на наших уроках все дети, в том числе и с «особыми» образовательными потребностями, чувствовали себя комфортно, ощущали свою «успешность», чтобы учиться было радостно и интересно.
В своей работе мы выделили следующие виды организации учебной работы ребенка с «особыми» образовательными потребностями на уроке:
- Ребенок участвует во фронтальной работе наравне с другими детьми.
- Ребенок участвует в работе больших групп (половина класса) на уроках – соревнования, уроках-играх, театрализациях.
- Ребенок участвует в работе малых групп (3-5 человека) при выполнении подгруппового задания, подготовке и защите проекта.
- Организация работы в паре (как правило, с «сильным» учеником). Такая работа эффективна на этапах проверки или взаимопроверки.
- Индивидуальная работа – как самостоятельная (на карточке), так и с помощью педагога сопровождения (тьютера).
Самое главное в организации работы ребенка с «особыми» образовательными потребностями на уроке заключается в том, чтобы учебную задачу, стоящую перед всем классом, он решал вместе со всеми детьми. При этом способы помощи детям со стороны педагогов могут быть разными.
Приведем примеры организации учебной работы детей в инклюзивных классах.
- На уроках обучения грамоте в первых классах с целью запомнить образ изучаемой буквы мы используем игру «Портрет буквы», в которой требуется вырезать, выщипать, вылепить, раскрасить букву. Причем, букву, обозначающую твердый согласный звук, делаем из жестких материалов (проволока, картон, твердый пластилин), а букву, обозначающую мягкий согласный звук – из мягких (бумага, вата, и т.п.) Ребенок с «особыми» образовательными потребностями вместе с классом участвует в такой деятельности с удовольствием. ( Включен во фронтальную работу).
- Очень популярна среди детей игра «Изобрази букву (цифру)». Детям нужно изобразить изучаемую букву или цифру с помощью собственного тела, а если «себя» не хватает (например буква Ж, М), можно привлечь одноклассника. Таким образом, создаются малые группы, решающие одну задачу. Ребенок с «особыми» образовательными потребностями, не испытывающий трудностей в общении, включается в работу таких групп. В других случаях ему может помочь учитель или тьютер.
- Развитию мелкой моторики, памяти, внимания, воображения всех детей способствуют такие игры: «На что похожа буква?(цифра)»(дополняем букву до определенного образа), «Буква(цифра) вокруг нас» (найти предметы, где есть изучаемая буква или цифра) и т.п. Ребенка с «особыми» образовательными потребностями можно включать в эти игры по-разному: во фронтальной работе, в групповой или парной, индивидуальной – в зависимости от его возможностей и желания.
Есть особенности в организации уроков математики. Дело в том, что ребенок с «особыми» образовательными потребностями долго нуждается в поддержке наглядными материалами. В течение урока перед учеником могут лежать карточки-подсказки (состав числа), числовой ряд (линейка). Для решения задач перед учеником алгоритм действий, краткая запись, которую нужно дополнить. Таким образом, ребенок выполняет работу самостоятельно часть работы, а затем полностью вливается во фронтальную или групповую работу в классе.
Исходя из всего выше сказанного, конспект урока составляется с учетом «особенных» детей, для этого отводится целая колонка, в которой описывается деятельность таких детей на каждом этапе урока. Если учителю требуется помощь при подготовке урока, то он консультируется с логопедом и дефектологом. Главная цель адаптации учебного материала – сделать его максимально доступным и интересным. Что для этого можно сделать:
- Максимально сократить объем текста, оставить только самую суть, содержание учебного материала должно соответствовать требованиям государственного стандарта;
- эта «суть» должна быть выражена простыми предложениями, доступными для понимания ОР;
- из текста по возможности убрать научные термины, их заменить на более простые понятия;
- если вводится новое понятие, оно должно быть подробно и доступно;
- учебный текст должен сопровождаться наглядностью, это очень важно, т.к. ОР обладает преимущественно конкретным мышлением, отвлеченные понятия ему мало доступны;
- по возможности в параграфе учебника найти текст(2-4 предложения), который ОР мог бы самостоятельно прочитать вслух в классе, ответить на вопросы по тексту или выполнить иное задание;
- после каждого абзаца ребенок с «особыми» образовательными потребностями должен ответить на вопросы, которые формулируются коротко и последовательно по тексту;
- после параграфа или абзаца может быть дано задание, например:
найди и подчеркни в тексте...
выпиши из текста...
закончи предложение...
подчеркни правильное высказывание... и т.п.
- вопросы и задания должны проследовать цель проверить понимание прочитанного, закрепить полученные знания, расширить словарный запас, развить речь, развить внимание, память, мышление.
- Текст набирается шрифтом №16, заголовки – шрифтом №18 и выделяются цветом. Вопросы и задания также выделяются цветом или цветным фоном, изучаемые термины и новые понятия печатаются более крупным и жирным шрифтом.
Следует отметить, что в моем интегративном классе помощь тьютера требуется в основном детям с синдромом Дауна, остальные ученики с «особыми» образовательными потребностями обучаются вместе с остальными учащимися.
Конспект урока, приведенный ниже, помогает более четко и структурировано представить себе работу в инклюзивном классе, в рамках данного эксперимента.
Исходя из всего выше сказанного, в своей практической работе мы нашли несколько действенных методов и приемов, которые позволяют нам организовать совместную работу всех учеников на уроке, а так же приблизиться к достижению поставленных целей.