Основополагающей педагогической идеей деятельности коррекционного интерната является воспитание самостоятельной, Разносторонне развитой, социально адаптированной личности на основе максимально-возможного развития всех психологических новообразований школьного возраста, коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, активизации и развития духовных, нравственных и познавательных возможностей каждого ребёнка. Достижений этой цели на современном этапе развития общества, в контексте социально-экономических преобразований невозможно без совершенствования содержания и методики специального школьного образования. По отношению к детям с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в коррекционных интернатах, перестают действовать традиционные способы обучения. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является использование предметно-схематического моделирования. По моему мнению, использование предметно-схематических моделей, облегчает процессы овладения речью детей, обогащает их умение устанавливать социальные контакты, способствует формированию у детей целостной системы знаний об окружающем мире.
Большинство психических функций имеют сложное комплексное строение, которое основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Координирующую роль в этом взаимодействии выполняют регулирующая и планирующая функции речи. Но из-за отставания в развитии всех видов и функции речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, и в особенности контекстной ( её планирующей и обобщающей функции), дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий.
Стремясь восполнить этот пробел в развитии, я выстроила воспитательно -образовательный процесс таким образом , чтобы любые сведения получаемые детьми с ОВЗ об окружающем мире, любые проводимые действия изображались схематически на бумаге, а потом, после детального рассматривания, могли бы выразить в слове и воспроизвести в действиях. Схематично это выглядит так: предмет → схема → образ; цепочка действий → схема → план действий.
В основе овладения любым структурным компонентам деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого познавательного действия.
С целью преодоления функциональных нарушений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, определила принципы коррекционной направленности работы:
- Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремление достижения цели;
- Принцип продуктивной обработки информации, предполагающий включение заданий и упражнений, предусматривающих обработку информаций разными анализаторами каждого ребёнка в условиях дозированной поэтапной помощи;
- Обязательное включение специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков высших психических функций;
- Формирование представлений об окружающем через различные виды деятельности: познавательную, трудовую и физкультурно-оздоровительную.
Определила методы, облегчающие процесс познания и развития речи. Одним из таких методов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть эти предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного средства выделила наглядное моделирование, т.е. схемы. Модели применяла при описании игрушек, одежды, посуды, овощей и т.д. Например, при описании овощей и фруктов использовала такие компоненты качества как: цвет, форма, величина, вкус, место произрастания. Естественно, что рассказы детей с интеллектуальной недостаточностью простые, короткие, без ярких эпитетов и сравнений. Но в результате данной работы, у детей появился интерес к окружающим их предметам. Стали звучать вопросы: «Какого цвета?», «Какой формы?». Возросла регулирующая функция речи. Принципы построения моделей: простота, доступность, последовательность. Использовала их при умывании, при одевании на прогулку, при уборке кроватей. В процессе работы столкнулась с отсутствием у детей с умственной отсталостью умения выполнять задания без многократного повторения образца. Использовала следующие виды помощи: повторение инструкций, совместное проговаривание их, наводящие вопросы, образец выполнения заданий. В результате работы в данном направлении возрос уровень словесной регуляции в продуктивной деятельности, закрепление у детей элементарных навыков по самообслуживанию.
Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать вывод, что использование предметно-схематических моделей способствовало повышению уровня регулирующей функции речи, как основы познавательной деятельности, формированию умения высказывать последовательность действий через проговаривание пунктов плана, а самое главное, практически выполнять их. Это позволяет дать оценку большим возможностям систематической работы по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью элементарной словестной регуляции и планированию деятельности, развитию самостоятельности, умению устанавливать социальные контакты.