Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Одна из главных задач школы сегодня — выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности
В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», — утверждал Вас. Александр. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем и осваивать. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне. Я изучаю опыт учителей по данной теме и имею собственные наработки, которые были представлены в прошлом году в ходе аттестации. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках словесности.
Материал, касающийся применения ИКТ в обучении, очень объемен. Поэтому я решила коснуться в своем выступлении темы «Эффективное использование мультимедийного оборудования на уроках русского языка и литературы» и рассказать о мультимедийной технологии как одной из составляющих ИКТ.
Цель моего выступления: рассказать о методических основах медиаурока, представить вашему вниманию опыт проведения мультимедийных уроков русского языка и литературы.
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения сегодня как никогда актуально, потому что в современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни. Эта тема обсуждается на многих сайтах для педагогов, в частности на сайтах «Сеть творческих учителей», «Учительский портал» представлен богатый материла из опыта работы учителей. Актуальность данной темы в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков. Поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален.
Медиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации.
Что такое мультимедийные технологии?
Мультимедиа — это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Мультимедиа технологии — это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.
Александр Викторович Федоров, доктор педагогических наук, проректор Таганрогского государственного педагогического университета, определяет медиа-образование «как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий». Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств.
Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков — «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое — медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении.
Что мы называем медиауроком? Одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Медиа-, мультимедиа урок — это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой.
Мультимедийный урок ─ урок тот же самый, только технически более оснащенный.
Мультимедийные средства — интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением
В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.
- Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
- Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:
- Источник учебной информации.
- Средство выбора информации и ее качественной обработки.
- Средство представления (презентации) учебного материала.
- Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Структура мультимедийного урока
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.
Необходимые компоненты медиа-урока:
- рисунок, иллюстрация, графика;
- формула;
- интерактивная игра;
- интерактивная карта;
- интерактивная модель;
- мультимедиапанорама;
- тренажер;
- трехмерная модель;
- видеофрагмент;
- аудиозапись
- мультимедийная презентация
Совершенствование традиционных методов обучения при использовании мультимедийной технологии
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. В таблице представлено как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Традиционные методы обучения Традиционные средства и их дидактические возможности Совершенствование за счет применения мультимедийных технологий
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство — живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов
Способы организации работы в классе на мультимедийном уроке
Работа учащихся в классе может быть организована:
- фронтально — просмотр видео фрагментов,
- индивидуально — выполнение практических работ,
- малыми группами — выполнение общего учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) — за компьютером и (или) без компьютера;
- формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) — за компьютером и (или) без компьютера;
- применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) — за компьютером и (или) без компьютера.
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Способы использования мультимедийных технологий
Преобладают три основных способа (или подхода):
Иллюстративный. Визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем можно использовать при опросе или обобщении.
Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ, отличаться определенной «символичностью». Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.