Роль физической культуры.
«Хорошее здоровье, ощущение полноты неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности. Больной, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод».
В.А. Сухомлинский.
Куда исчезла двигательная активность? Наши дети стали меньше двигаться. Уроки, задания, компьютеры, телевизоры – ребенок тратит большую часть своего времени на интеллектуальное развитие, и совсем не остается времени на физическое развитие. Сегодня двигательная активность – проблема, хотя мы все понимаем, что двигательная активность – это биологическая потребность каждого человека.
В данной ситуации возрастает роль учителя физической культуры, который должен постараться привить детям уже со школьной скамьи интерес к здоровому образу жизни, активным занятиям спортом. Чем мы можем помочь детям не только заняться спортом, но и привить им интерес именно к такому образу жизни, когда в них будет существовать жизненная необходимость в движении. Это учебный процесс (собственно урок), физминутки, подвижные перемены и внеклассная работа.
Урок физической культуры – единственный предмет в школьной программе, который мог бы в большей степени удовлетворить биологическую потребность ребенка в движении. На уроках физкультуры используется основной метод – игровой. Учащиеся старших классов, под руководством Запорожской Г.А., регулярно проводят подвижные перемены. Цель подвижных перемен – дать возможность каждому ребенку побывать в движении, почувствовать свое тело, развить интерес к наблюдательности, потребности в общении посредством игры. В игровом методе объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей среды.
Основные усилия учителей физической культуры направлены на решение задач урока, а при этом без должного внимания остается реализация задач, связанных с формированием долговременного, устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями в последующие периоды жизни.
Второй «инструмент» в руках учителя физической культуры – внеклассные мероприятия. Основными мероприятиями по воспитанию здорового образа жизни в нашем лицее являются занятия по ОБЖ («Что такое ЗОЖ?», «Расти здоровым!», «Если хочешь быть здоров –закаляйся!»), спортивные мероприятия («День Здоровья», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»), соревнования по футболу, волейболу, баскетболу. Отдельно в этом списке стоит летний пришкольный лагерь «УникУм».
Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка, а по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора, содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Задача учителя физической культуры в том, чтобы не только занять ребенка, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию. Участие в таких мероприятиях – «площадка» для самореализации ребят. Именно здесь они могут продемонстрировать свои лучшие качества – упорство, терпение, целеустремленность, волю к победе. Да, задачи, стоящие перед учителем физической культуры – развитие физических качеств детей, привлечение ребят к систематическим занятиям спортом. Но…Главная цель – воспитание поколения, стремящегося к здоровому образу жизни, своей работой способствовать определению учащимися ценности своего здоровья и основных мер по его сохранению. Самое главное в работе учителя физической культуры – использование принципа «Не навреди». Поэтому как в учебном процессе, так и во внеклассной работе, я считаю главное – сотрудничество с детьми.
Одной из приоритетных задач национальной политики государства, обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому сейчас особенно актуальны слова британского писателя и философа Томаса Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».