Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в летний период
Многие родители задаются вопросом: «Что делать летом, когда занятия с логопедом не проводятся? Как не потерять сформированные в течение учебного года навыки?»
Предлагаю несколько советов для того, чтобы совместный отдых с ребенком был не только приятным, но и полезным:
-Следите за правильным произношением поставленных логопедом звуков;
-Развивайте дыхание (можно пускать мыльные пузыри, дуть на вертушки, надувать шары);
-Развивайте мышцы речевого аппарата (пусть ребенок пережевывает мясо, сырые овощи и фрукты, облизывает мороженое)
- Обогащайте словарный запас ребенка новыми словами.
Поиграйте с ребенком в игры, способствующие расширению словарного запаса, например:
«Я знаю три названия…» (цветов, фруктов, животных, ягод и т.д.),
«Скажи наоборот» (холодный-горячий, весело-грустно, подниматься-спускаться и т.д.)
«Из каких частей состоит предмет?» (у стула есть спинка, сиденье, ножки; у дома есть крыша, стены, двери. окна, труба и т.д.)
«Расскажи про предмет, какой он, что с ним можно делать?» (например: мяч – большой, круглый, красный, резиновый. Мяч можно катать, бросать, пинать, ловить и т.д.)
«Кто или что это делает?» (Летит –комар, птица, бабочка, самолет, ракета, время; плывет – рыба, дельфин, морж, корабль, лодка, человек и т.д.)
«Что бывает…» (Что бывает желтым – цыпленок, солнце, репа; что бывает круглым – мяч, колесо, солнце; что бывает холодным – вода, снег, ночь, мороженое; что бывает длинным – дорога, река, веревка; что бывает сладким – сахар, конфеты, компот.)
- Исправляйте ошибки ребенка в грамматическом оформлении предложений.
Примеры упражнений на формирование правильного грамматического строя речи:
«Посчитай предметы» (один камень, два камня, три камня, четыре камня, пять камней)
«Один-много» (лист-листья, мяч – мячи, яблоко-яблоки)
«Назови ласково» (шар-шарик, вода-водичка, ложка-ложечка)
«Расскажи, где бабочка (жук, стрекоза)?». Бабочка сидит на цветке, бабочка летает над цветком, бабочка сидит под цветком, и т.д.
«Из чего сделано?» (варенье из вишни вишневое, а из сливы?, а из клубники? и т д.)
«Правильно или неправильно?» Поменяйтесь ролями с ребенком. Вы намеренно делаете ошибки, а ребенок Вас поправляет (Папа читает газета. Мы собрали много грибы. Бабушка наливает молоко кошка.)
Поиграйте с ребенком в игры на развитие фонематических процессов, например:
«Придумай имя» (придумай имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук [Н] – Настя, Надя, Наташа, звук [В] – Вова, Ваня, Вася, Валера).
«Кто внимательнее?» (Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [З]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно).
«Кто больше?» Предложите ребенку найти в окружающей обстановке предметы, в названиях которых есть звук [П] (звук [Н] или другие). Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
- Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него желание о чем-то рассказать. Слушайте ребенка внимательно, направляйте его рассказ, задавая вопросы по содержанию.
- Читайте вместе с ребенком художественные произведения, обсуждайте прочитанное, пересказывайте знакомые сказки, сочиняйте свои сказки;
- Перед сном попросите ребенка рассказать о том, что он делал в течение дня, обменяйтесь с ним впечатлениями о прожитом дне;
- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка (играйте с ребенком в мяч; перебирайте ягоды, шишки, крупы; лепите из глины, теста, создавайте фигуры из мокрого песка; выкладывайте рисунки из ракушек, камней; собирайте конструктор, паззлы, мозаику; давайте ребенку возможность вырезать приклеивать, раскрашивать).
Не забывайте чаще хвалить ребенка, поощряйте его за старание!