Раз – словечко, два –словечко, будет песенка!
Неоспорим тот факт, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Рекомендуя родителям заниматься музыкальным воспитанием своих детей, мы сразу же призываем слушать классическую музыку, создать фонотеку произведений для детей композиторов- классиков, водить ребенка на концерты и т.д. А ребенок хочет петь « взрослые» песни, танцевать под современную эстрадную музыку, слушать песенки из различных мультфильмов. Уважаемые родители! А ведь он прав! Прав потому, что первые музыкальные впечатления ребенок получает от песни - самого простого и доступного вида музыкального искусства!
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних из них с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли. В доме звучит музыка, которую родители слушают вместе с ребенком. Это замечательно! В других семьях родители не так музыкально подкованы, в доме звучит «легкая» современная музыка, но и они хотят видеть своего ребенка артистичным, поющим и танцующим.
И тем и другим родителям на помощь придет самый интересный и многообразный мир песни!
С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей :«Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, но для того, чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни. Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Пойте дома, пойте на прогулке, пойте, укладывая ребенка спать. Напевайте даже тогда, когда выполняете работу по дому!
Гуляя в саду или парке, увидев сидящую на ветке птицу, остановитесь, рассмотрите ее и спойте:
«Скок, скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Или, увидев стайки голубей или воробьев в сквере, обратите внимание ребенка песенкой:
«Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек.
Из-под палочек!»
В дождливый день обратите внимание ребенка на то, как стучит дождь по крыше, окнам, какие большие лужи на улице. Тихо и грустно напойте песенку:
«Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Где наши сапожки?»
Перед обедом весело и непринужденно пропойте:
«Манная, манная
Каша желанная!
Вкусная, нежная
Каша полезная!»
Дети на прогулке всегда обращают внимание на кошек и собак. Пусть и радость от встречи с ними сопровождается попевками и песенками:
«У кота-Воркота
Шубка очень хороша!»
или:
«Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький».
Пойте песни разного характера, этим вы приучите ребенка откликаться на разные настроения в музыке. Петь старайтесь как можно эмоциональнее и выразительнее, чтобы заразить настроением песни ребенка, вызвать у него ответную эмоциональную реакцию. Спойте песню несколько раз, чтобы ребенок запомнил слова и мелодию, начал подпевать вам. Пойте песни своего детства, песни В.Шаинского,, Е.Крылатова. Они так легко запоминаются! Их хочется петь снова и снова! Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это песня: веселая или грустная, спокойная или взволнованная? Про кого такая песенка рассказывает? Пусть дети запоминают название песен. Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение. Развитию умения эмоционально переживать музыку помогает и чтение сказок, рассказов, поскольку выраженный словесно сюжет и переживания героев детям более понятны. Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Дети очень радуются, когда отгадывают правильно. Малыши очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому старайтесь предоставлять им такую возможность. Взрослые всегда должны поощрять музыкальные выступления детей. Предлагайте детям петь песни, которые они выучили в детском саду. Учите их импровизировать мелодии на простой и короткий текст, о том, что ребенок видит вокруг себя. Предложите спеть песенку драчливого петушка, веселой птички, ласковой кошечки, больного щенка, песню про осень, лето, весну, про солнце или дождик, про веселую игру или ссору. Хвалите детей, говорите, что вам очень нравится их сочинения. Ведь импровизирование развивает музыкально-творческие способности детей, приучает их свободнее владеть голосом, петь вернее и выразительнее.
В наше время никуда не денешься от детской привязанности к компьютеру! Монитор, как магнит, притягивает любознательных мальчиков и девочек. Извлекайте и из этого пользу! Какая возможность посмотреть мультфильмы времен нашего детства с богатым песенным материалом. Или найдите детскую песенку о собачке или жирафе, о веселой зиме и снежинках, о дудочке и барабане , включите ее, предварительно сопроводив красивой и яркой иллюстрацией на мониторе. Поверьте, вашим малышам это понравится!
Дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств: с удовольствием поют, танцуют, рисуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы. Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Иногда родители считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения неверна! У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос.
Самое главное – надо создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребенку, всячески поощрять его попытки проявлять себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее. Посейте маленькое музыкальное зернышко – получите богатый урожай!
И кстати, у детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, и, как правило, хорошо учатся в школе!
Музыкальный руководитель МБДОУ №19 Аминова Н.Р.