Внеклассная работа по математике
Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению обучающимися материала, предусмотренного программой.
Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих обучающихся (а иногда и отсутствие интереса) к этому предмету. Немало школьников считают математику скучным, сухим предметом. С помощью продуманной системы внеклассных мероприятий можно значительно повысить их к этому предмету.
Воспитывать интерес к математике и развивать математические способности, а тем более раскрывать перед обучающимися содержание и красоту математики можно только на основе хорошего математического содержания соответствующих мероприятий. Оно должно быть во всех их частях построено на математических задачах, практических заданиях и другом математическом материале. Причем задания должны быть интересными, занимательными, но не должны быть громоздкими. Задания следует брать такими, чтобы при их решении использовались знания школьного курса математики.
Задача учителя сделать так, чтобы обучающиеся хотели бы больше узнать об этом предмете, узнать, как он применяется в жизни, развивать у них логическое мышление, пространственное воображение, исследовательские навыки, смекалку, правильную математическую речь путем организации кружков, проведения математических вечеров, подготовки к олимпиадам.
Для организации математического кружка достаточно, чтобы учитель рассказал обучающимся о том, чем они будут заниматься в кружке, какую пользу им принесут эти занятия, что они узнают в кружке нового и интересного.
Несомненно, что особое внимание нужно уделить тем формам кружковых занятий, которые дают возможность члена кружка проявить свою инициативу, самостоятельность.
Одной из удачных форм кружковой работы считаю тематические занятия. Основную часть такого занятия составляет решение ряда задач на одну и ту же тему. Учитель заранее подбирает и продумывает список задач и вопросов для занятия, располагает их в определенной последовательности. Занятие начинается с вводных замечаний учителя относительно значения темы, ее применения и т.д. Иногда можно начать сразу с увлекательной задачи, связанной с темой. После этого руководитель кружка предлагает последовательно ряд вопросов и задач. Обучающиеся сами решают задачи. К следующей задаче не переходят до тех пор, пока предыдущая не разобрана.
Решая задачи таким образом, обучающиеся постепенно самостоятельно раскрывают рассматриваемую тему. Раскрытие темы протекает как коллективная работа всего кружка, в которую каждый может внести свою долю. По ходу занятий делаются обобщения, иногда дополнения, обучающиеся вместе с учителем формулируют выводы. В конце занятия учитель подводит итог, предлагает на дом задачи и рекомендует литературу по данной теме.
Обычно тематическое занятие занимает 60%-70% времени всего занятия кружка.
Второй по важности формой работы математического кружка является небольшое сообщение учителя или ученика по одному какому – нибудь сравнительно узкому вопросу. Длится оно обычно 10-15 минут. Темой может быть:
- Краткая биография какого – либо выдающегося математика,
- Интересный вопрос из истории математики,
- Прием устного счета и т.д.
По содержанию тема не обязательно связана с тематическим занятием (хотя желательно, если она проводится после какого – либо тематического занятия).
Другими формами работы кружка являются:
- Решение задач, не связанных с основной темой данного занятия. Сюда относятся задачи, подготавливающие учащихся к предстоящим занятиям, задачи, подобные рассматриваемым ранее, задачи, подготавливающие членов кружка к предстоящей олимпиаде или конкурсу, а также занимательные задачи, в том числе историчские и логические.
- Математические софизмы, фокусы, задачи – шутки, игры, не связанные с основной темой занятия. Предлагаются они обычно в самом конце занятия.
- Разбор задач, предложенных членам кружка на дом.
- Моделирование (изготовление наглядных пособий по математике).
- Организация и проведение математического вечера и КВН.
При проведении математических вечеров, КВН определенное значение имеют внешние эффекты в выступлениях ведущих и участников. Но эти эффекты должны строиться на математическом содержании выступлений, пробуждающих интерес к занятиям математикой. Задания должны требовать работы мысли учащихся, использования их знаний.
При четкой организации и систематическом проведении занятий математических кружков, а также при серьезной и содержательной системе подготовки математических вечеров, КВН, недель, конкурсов значительно повышается интерес многих обучающихся к занятиям математикой, их активность на уроках, более успешно развиваются математические способности, а в старших классах это помогает и более правильному выбору будущей профессии.