Шнайдер Вероника Викторовна
Учитель математики
ЧСОУ «Friendship»
Г. Караганда
Реализация компетентностного подхода по таксономии Блюма на уроках математики.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед системой образования одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. В связи с этим в учебно-образовательный процесс активно вводится компетентностная педагогика, где процесс обучения проектируется на основе целеполагания, а у учащихся формируются ключевые компетенции , универсальная целостная система знаний, умений ,навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В современном образовании существует множество педагогических технологий, которые направлены на формирование и развитие ключевых компетентностей учащегося, но во всех их формах обучения используется ассоциативная модель учебных заданий по таксономии Блюма, т.к. именно эта модель формирует базовую компетенцию «Умение учиться».
Таксономия учебных заданий по Блюму классифицирует учебные задания на шесть уровней.
•Первый уровень «знания»- имеет своей целью научение переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую памяти, т.е превращать информацию в знания.
•Второй уровень «понимание»- имеет целью научение манипулировать знаниями ( представлять их в различных видах), которые попали в память.
•Третий уровень «применение»-имеет целью научение применять знания по примеру, по правилу, по алгоритмическому предписанию, т.е. «по примеру и подобию».
•Четвертый уровень «анализ»-имеет целью научение посредством алгоритма анализа(элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных знаний, открыть для себя новые знания.
•Пятый уровень «синтез» - имеет целью научение посредством алгоритма анализа на основе ранее приобретенных знаний открыть для себя новые знания.
•Шестой уровень «оценивание»- имеет целью научение делать умозаключения в конкретной ситуации на основе ранее приобретенных знаний открытых для себя на предыдущих уровнях.
Таксономия учебных задач технологизированна . Для каждого уровня учебных заданий определена типология, указаны глаголы, с которого должно начинаться учебное задание, указаны приемы, которые следует использовать в изложении учебного материала. Учитель имеет набор заданий , разработанных по таксономии Блюма. Все учащиеся начинают урок с выполнения заданий первого уровня. Учитель дает возможность ученикам работать в своем ритме и на пределе своего интеллектуального и творческого потенциала, а в конце урока оценить свою деятельность.