Предмет
Русский язык
Класс
6 "Б"
Урок
22
Тема
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы).
Цель
Дать определение архаизмам, историзмам, неологизмам, заимствованным словам
Задачи
определять лексическое значение слова,
обогатить словарный запас учащихся,
воспитывать интерес к русскому языку
Тип урока
урок сообщения новых знаний.
Методы
словесный, практический
Метод. приемы
работа с учебником, выполнение упражнений
Межпредметная связь
литература, история
Ход урока
Действия учителя
Действия учащихся
Стадия вызова
Организационный момент
Проверка домашнего задания
oo Упр. 82
Повторение
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
- Откуда эти строки?
- С какой целью, по-вашему, А. С. Пушкин использует в своём стихотворении устаревшие слова?
- Объясните значение слова брань. Подберите к нему однокоренные слова из современного русского языка (оборона, оборонять, оборонительный и др. ).
Объяснение постановки знаков препинания и изученных орфограмм.
Работа по теме урока
Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы - это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами. В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга, ликбез.
Архаизмы - слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей - актёр, позорище - театр, виктория - победа, ведать
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>