Урок обобщающего повторения по теме "Союз"
Цель: Выявить роль союза в речи.
Задачи:
Повторить смысловые оттенки союза;
Морфологические признаки союза;
Выразительные возможности союза в художественном тексте.
Ход урока
I. На доске записан эпиграф: "Союз служитдля взаимности наших понятй. М. В. Ломоносов"
oo Как вы понимаете слова М. В. Ломоносова?
После ответов учащихся запись темы урока, объявление цели и задач урока.
II. 1. Урок начнем с определения грамматических признаков союза. Для этого обратимся к д/з. Вы записывали предложения с сочинительными (Iв. ) и подчинительными (II в. ) союзами.
Задание:
Докажите, что это союз.
Выполним морфологический разбор союза у доски (1 ученик).
На доске - восстановить недостающие части плана по теме "Союз как часть речи". Подготовить по плану рассказ с примерами (дать рецензию на ответ).
2. Вывод: основным грамматическим признаком союза является деление на сочинительные и подчинительные союзы.
oo Какие два типа сложных предложений связаны с разделением союзов на сочинительные и подчинительные?
3. Задание:
Прочитайте ССП, постройте схему, объясните знаки препинания.
Прочитайте СПП, постройте схему, объясните знаки препинания.
III. Докажем, что союзы, кроме грамматического значения, имеют и смысловые оттенки. Посмотрим на предложения, записанные на доске:
А. В траве шуршат жуки и ящерицы.
Б. В траве шуршат жуки или ящерицы.
В. В траве шуршат жуки, но не ящерицы.
oo В чём сходство и различие этих предложений? Объясним знаки препинания; закончим схемы:
А. О и О.
Б. О или О.
В. О но О.
Задание: сконструируйте микротекст по предложени
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>