Развитие речи детей в дошкольном возраста.
Психолого-педагогическое изучение речевых нарушений включает в себя анализ речи детей дошкольного возраста, имеющих общее её недоразвитие, и построение адекватных методов обучения.
Система развития речи строится с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических протекает в тесном взаимодействии друг с другом.
В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи.
В нашей психологии развитие рассматривается в тесной связи с обучением: обучение ведет за собой развитие. Однако эту роль обучение может выполнить лишь в том случае, если оно будет строиться с учетом общих закономерностей развития.
Следует отметить, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.
В рамках деятельностного подхода более широкое признание получает рассмотрение речи как деятельности. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также
Страницы: 1 | 2 > >>