Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом и физкультурой. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни.
«Будьте здоровы! Живите долго и счастливо!» - желаем мы своим близким и друзьям. Жить долго – это искусство, которое состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому главной задачей в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. Но с целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Система физкультурно – оздоровительной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.
Поэтому работу по формированию ЗОЖ у детей я веду с раннего возраста. Задачу, которую я поставила перед собой – это: организовать деятельность по формированию необходимых навыков и привычек так, чтобы она имела более углубленный, а также более целенаправленный и систематический характер
Исходя из данной проблемы и руководствуясь инновационными программами и методиками, я поставила цель: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Считаю, что важным моментом в организации работы с детьми является гибкий подход к режиму дня, проведение разнообразных оздоровительных занятий во время пребывания детей на свежем воздухе, повышение двигательной активности детей.
Оздоровительные мероприятия, которые мною проводятся в группе ежедневно, это:
- Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, в виде подвижных игр, танцевально-ритмическая гимнастика, на полосе препятствий, оздоровительный бег, на воздухе, спортивная тренировка, на тренажёрах.
- Гимнастика после сна: лечебно-восстановительная, игровая, музыкально-ритмическая, самостоятельная.
- Закаливание: обширное умывание, босохождение, сон без маечек.
- Оздоровительный бег на улице.
- Физкультурные занятия на улице: обычного типа, сюжетно-игровое, игровое, занятие-прогулка.
Дополнительные мероприятия - это: контрастные воздушные ванны, дыхательная гимнастика (по А.Н.Стрельниковой), с использованием нестандартного оборудования, точечный массаж, ходьба по корригирующим дорожкам, упражнения на формирование правильной осанки, подвижные игры на формирование правильной осанки, пальчиковые гимнастики, психогимнастика, беседы о здоровье
На мой взгляд, одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Важно насколько эмоционально комфортно будет чувствовать себя в этом предметном мире ребёнок, чем и как его здесь научат.
Поэтому моя деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, рассматривание иллюстрации, чтение книг и др. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Уверена, что успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной не дорогим, нестандартным оборудованием и инвентарём. С это целью для оздоровления и физического развития детей я создала физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности, это: и фабричное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное руками воспитателей и родителей.
Физкультурный уголок в группе я стараюсь разнообразить такими атрибутами, которые могли бы стимулировать детей на самостоятельную деятельность, а также помогали в индивидуальной работе по развитию движений.
Конечно же, формы работы на разных возрастных этапах отличаются. В средней группе я даю детям только поверхностные знания, привожу, только самые яркие примеры, знакомлю только с самыми важными органами и частями тела. При этом, рассматривая альбомы, картинки, я беседую с ними на сопутствующие темы, читаю художественные произведения, закрепляю знания через сюжетно – ролевые и дидактические игры, проблемные ситуации.
Таким образом, уже во 2-ой младшей группе я строю свою деятельность по приобщению детей к здоровому образу жизни через игровые приёмы, закрепляю знания детей о полезных продуктах через игры, чтение художественной литературы. Но больше обращаю внимание на пользу витаминов для нашего организма, на продукты, содержащие их (ягоды, фрукты, овощи), формирую осознанное отношение к своему питанию, к режиму питания.
Готовясь к организованной учебной деятельности по теме творческого поиска «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности», я тщательно продумываю, чем я смогу удивить и заинтересовать своих детей, ставя перед ними всё более сложные задачи, нацеливая их на поиск новых, творческих решений.
Особое место в режиме дня у меня занимают закаливающие процедуры, способствующие укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей, в систему которых входит: контрастно – воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями после сна (бодрящая гимнастика), сон без маечек, ходьба босиком (в том числе и по «дорожке здоровья»), умывание прохладной водой, соблюдение режима прогулок, гигиена одежды детей в соответствии с температурным режимом (дети одевают спортивную форму при проведении зарядки и занятий по физкультуре).
Считаю, что большую роль в развитии двигательной активности играет ежемесячное проведение спортивных, музыкальных праздников и физкультурных развлечений, которые проводятся совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию.
Таким образом, комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребёнка, взаимосвязь всех средств физического, психического и нравственного воспитания с профилактическими мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня может дать только положительные результаты и поможет сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни.