Работа с понятиями при изучении истории

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Авдонина Л. П. , Званский Г. И.
МБОУ "Алупкинская СШ 2", Республика Крым, Городской округ Ялта, Алупка
НФИ КемГУ, Кемеровская область, г. Новокузнецк

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Любой учитель истории скажет, что овладение любой наукой, в том числе и историей, начинается с усвоения системы ее понятий. Осваивая понятия, обучаемые познают наиболее важные признаки исторических фактов, их существенные связи и отношения.
В методической литературе по данному вопросу отмечается, что понятие - это форма мышления, основная логическая "клетка познания", из которой затем вырастают полные и глубокие знания.
Определены типичные ошибки, допускаемые обучаемыми при работе над понятиями. Это чаще всего неумение выделить все признаки понятия, отделить существенные признаки от несущественных, обобщение по неполным признакам (см. работы Д. Н. Богоявленского, Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. А. Менчинской, В. В. Давыдова и др. ). Исследователи вопроса предлагают давать учащимся ориентиры в виде принципов "ранней дифференцировки" Д. Н. Богоявленского и "расчленяющей абстракции" Е. Н. Кабановой-Меллер, которые требует с момента начала освоения понятия вычленять существенные и несущественные признаки, начинать освоение с самого существенного признака (В. В. Давыдов). Многие исследователи (И. В. Гиттис, В. Г. Карцов и др. ) подтверждают необходимость уже на начальном этапе обучения истории обобщать и систематизировать понятия.
Осмысленное освоение понятий возможно на основе классификации понятий, что и осуществили Г. М. Донской и Г. В. Клокова. Классификация исторических понятий определяет последовательность работы учителя и выбираемые им приемы. Большой вклад в изучение путей формирования исторических

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: