Особенность анализа текстов художественного стиля
на уроках литературы
Анализ текста - творческая форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа текста нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства - уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности. Привить школьникам литературный вкус, любовь к тексту - одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В. Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение "надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".
Перед учащимися средних и старших классов стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Художественные произведения, анализируемые на уроках литературы, могут включать элементы других стилей, которые выявляются при анализе лексических и грамматических языковых средств. Особенностью текстов художественного стиля является широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов), широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, поэтический синтаксис, стиль писателя. Например, при текстовом анализе эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" обращается внимание учащихся на речь как главное средство характеристики персонажей . Грубая, стилистически сниженная речь Простаковой, вульгаризмы ("воровская харя"
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>