Особенности развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Зрительное восприятие - это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия "восприятие" и "сенсорные процессы", которые не являются изначально восприятием, а становятся им (Б. Г. Ананьев, Дж. Гибсон и др. ).
Зрительное восприятие - важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в дошкольном возрасте13.
Согласно современным представлениям, все функции формируются и претерпевают изменения в процессе взаимодействия организма со средой, а адаптивных характер функционирования организма в различные возрастные периоды определяется морфо-функциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Д. А. Фарбер, А. Д. Димитриев, 2004). На разных этапах онтогенеза два главных воздействующих фактор - внутренний (наследственная программа) и внешний (окружающая среда) характеризуются различной эффективностью влияния, и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.
Важной теоретической базой, обеспечивающей понимание становления и развития зрительных механизмов в онтогенезе, является теория системогенеза П. К. Анохина 3. П. К. Анохин сформулировал три главных принципа системогенеза, позволяющие понять основные закономерности ра
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>