Особенности формирования смыслового чтения на уроках литературы

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Фрагмент урока. Знакомство с произведением Н. В. Гоголя "Заколдованное место"
-Как называется рассказ?
-Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?
-Это тема или идея?
После прочтения рассказа:
-Почему автор так назвал произведение?
Затем ведется работа над ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины, также рассматривается значение диалектизмов. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, учимся определять, в каком значении его употребляет автор. Как мы находим в тексте ключевые слова? Объясняю детям, что ключевые слова, это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, ученики испытывают затруднения в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. Поэтому мы изучаем способы выделения ключевых слов, учимся их использовать при чтении. Ведь опорными пунктами в понимании текста являются ключевые слова, которые несут в данном тексте существенную смысловую нагрузку.
В процессе понимания текста происходит разбивка материала на части, которая вместе с тем есть и группировка материала. Текст разбивается не по внешним каким-либо признакам, а по его смысловому содержанию. Разделение материала на "смысловые куски" основывается на единстве смыслового содержания каждого куска, при этом каждая часть текста объединяется в своеобразный &q

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: