Современная методика чтения выделяет три этапа работы над текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом центральным звеном урока чтения является анализ произведения под руководством учителя. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа).
Остановимся на каждом из этапов более подробно. М. Р. Львов, В. В. Горецкий, О. В. Сосновская предлагали разделить все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, на две группы:
1) компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;
2) формирующие тип правильной читательской деятельности.
К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми,
рассказ учителя, словарную работу. Ко второй - предварительное
рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к читательскому опыту. Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.
Словарная работа - вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.
Для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, показ репродукции картин, демонстрацию слайдов, фото, прослушивание музыкальных произведений или отрывков из ни
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>