« Руководство сюжетно-ролевыми играми».
Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов – от непосредственного подражания до осознанного принятия роли, включая её в разнообразные связи с другими ролями. Овладение ролью происходит при целенаправленном формировании игры у детей.
При традиционном подходе к руководству игрой считается: чем сложнее роль по своему социальному содержанию, тем более развита игра ( например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «продавца», «воспитателя»; старшие – «учителя», «строителя» и т. п. ). Такая позиция определяет традиционные методические приёмы: ознакомление с окружающим (в основном, с профессиями взрослых) и подбор игрушек – атрибутов для определённых ролей (например, чтобы дети играли в «школу», их ведут на экскурсию в школу, а затем дают для игры ранец и тетради; аналогично проводится работа при подготовке к игре в «строитель», «парикмахерская» и т. п. ).
Однако такой подход односторонен. Только накопления представлений о социальных ролях взрослых недостаточно для того, чтобы ребёнок мог свободно реализовывать роль в игре, и тем более в совместной игре со сверстниками.
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребёнку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что он сейчас, в игре, не Паша, а шофёр) и обозначить её для партнёра (чтобы и партнёр понимал, что перед ним не Паша, а шофёр автобуса).
Ролевое поведение всегда имеет два аспекта: первый – характерные для роли действия с предметами (доктор делает укол, шофёр ведёт машину и т. п. ); второй – «ролевая» речь, обращённая к партнёру (доктор узнаёт пациента, что его беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушив
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>