Урок литературы. 9 класс.
Тема урока.
Композиционная роль повести "Фаталист" в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Цель урока:
показать значение повести для понимания трагичности судьбы Печорина.
Эпиграф:
1-й: "И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?
2-й ". . . зачем я жил? Для какой цели родился? А верно, она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. . . "
Словарная работа:
фатум(лат. , роковой) - судьба, рок, неизбежность,
фаталист - человек, склонный к фатализму, верящий в предопределение, фатум,судьбу.
Ход урока.
1. Чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова "Монолог" (1829г. ) и "И скучно, и грустно. . . "
Что объединяет эти стихотворения?
2. Беседа с учащимися.
Какие сцены повести "Княжна Мери" произвели на вас особенно сильное впечатление? (дуэль)
Какие мысли волнуют Печорина перед дуэлью?
Учитель. Повесть "Княжна Мери", где Печорин поднимает важный для себя вопрос о смысле человеческой жизни, плавно переходит в "Фаталиста", так как в этой повести Лермонтов попытается ответить на вопрос, а каков же "герой нашего времени". Повести имеют внутреннюю логическую связь.
3. Работа с текстом повести "Фаталист".
Учитель: Роман "Герой нашего времени" - это цепь поединков (с горцами, контрабандистами, с обществом). Но последний поединок - поединок с судьбой- самый решающий. В ситуации, когда, казалось бы, смерть неминуема, Печорин выходит победителем.
1. Чтение эпизода "Выстрел Вулича"
Вопросы:
Какое впечатление производят на Печорина
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>