Инновационные подходы при формировании орфографической зоркости младших школьников.
"О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" Слайд 1.
Почему могут возникнуть проблемы при изучении этого правила, как их преодолеть?
В соответствии с Программой по русскому языку третьеклассники должны овладеть умением правильно выбирать буквы о, е в окончаниях существительных после шипящих согласных и ц.
Названное правило касается следующих окончаний: Слайд 2.
а) творительного падежа: -ом, -ем. -ой,-ей (плечом-пейзажем, отцом- сердцем; свечой- тучей, лапшой- кашей);
б) родительного падежа множественного числа: -ов, -ев (отцов- колодцев, борцов- горцев);
в) именительного падежа единственного числа: -о, -е (плечо- сердце, чудовище).
Следует иметь ввиду, что существительные среднего рода на шипящий или ц (пункт в) единичны.
Правило , в основном, охватывает формы творительного падежа единственного числа существительных 1-го и 2-го склонений (пункт а).
С этими окончаниями прежде всего школьникам и приходится иметь дело в практике письменной речи.
Данное правило представляет для школьников особые трудности , вызванные тем, что оно находится в противоречии: Слайд 3.
- во-первых, со слоговым принципом русской графики при выборе буквы в ударном окончании;
- во-вторых, с только что изученным общим правилом правописания безударных падежных окончаний, основывающемся на фонематическом принципе русской орфографии, при выборе буквы в безударном окончании.
Поясню сказанное.
В соответствии со слоговым принципом русской графики после букв твердых согласных пишутся буквы гласных о, а, у, ы; а после букв мягких согласных звуков пишутся буквы гласных е, я, ю, и( например: стеной- конем).
Школьники уже изучили, ч
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>