Бог и человек в русской литературе XIX века
Русская литература родилась в келье. Первые летописцы были монахи (Нестор, например), одним из русских писателей, впервые вышедших в мир, был мя-
тежный Протопоп Аввакум, автор знаменитого «Жития протопопа Аввакума».
Вот почему так сильна в русской литературе тема Бога. Вот почему в ней так слышна проповедь
Русский положительный герой не может без Христа. Или он Христа приемлет или отрицает, но он связан с Христом, от Христа зависит, причем в Священном писании его привлекает именно фигура Иисуса, не столько Бога-Отца, сколько Сына-Бога, Бога-человека, принявшего за всех нас страдания на кресте.
Русская литература хочет связать Бога и человека, свести небо на землю, освятить самый низ, те подвалы и подполье души, которые пребывают, кажется, в
сплошной тьме. Говоря о Христе, об идеале человека, о Богочеловеке, она делает ударение на обоих понятиях. Бог и человек. Причем, «человек» для нее не менее важно, чем «Бог», ибо воплотившись в Христе, божественная идея, Бог понятней и ближе, мягче, человечнее, доступнее, теплее.
Если у Державина в оде «Бог» (1784) воспет почти метафизический бог, некий центр космоса, природы, высшее существо («Без лиц, в трех лицах божества. . . »), то в конце оды он как бы совершает переход в человека и. чувствуя Бога в себе, человек восклицает. «Я есмь - конечно, есть и ты!»
В России вместе с тем никогда не была возможна такая книга, как «Жизнь Иисуса» Ренана. У Христа нет биографии, у него нет «жизни » в биографическом смысле, а есть житие, бытие, пребывание в вечности, бесконечности.
Русский писатель и готов взять на себя права священника церкви, используя для этого мирскую кафедру: печать, журналы, театр, поэзию. Более того, он не отделяет себя от ис
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>