Б. Л. Пастернак. "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Вопросы для анализа:
1. Когда было написано стихотворение? Какое литературное направление определяло содержание литературы Серебряного века в это время? Какие идеи Серебряного века нашли отражение в стихотворении?
2. Чему посвящено стихотворение? Как переплетаются в нём разные смысловые пласты? Какое настроение преобладает? Как это проявляется через синтаксический строй предложений?
3. Проанализируйте 1-ую строфу. Какие неожиданные образы, эпитеты, сочетания звуков, грамматические формы находит поэт, чтобы передать щемящее чувство ожидания весны? Объясните значение образа "чёрная весна".
4. Как развивается тема весны в других строфах стихотворения? А) Как метафоры, сравнения, ассонансы и аллитерации передают наплыв чувств героя? Б) Как поэт показывает взаимосвязь весеннего творчества природы и творчества поэта? В) Как изображается жизнь в творчестве? Как удаётся поэту успеть за движением жизни?
5. Определите стихотворный размер стихотворения. Какие нарушения этого традиционного размера существуют в стихотворении? Зачем они использованы?
6. Какова роль смыслового повтора: "плакать" и "писать о феврале навзрыд" и "стихи навзрыд"?
7. Каков идейный смысл стихотворения?
Анализ стихотворения.
"Февраль. Достать чернил и плакать!" - одно из ранних стихотворений Б. Л. Пастернака. Оно написано в 1912 году, им открывается первый сборник стихов поэта "Близнец в тучах". И это название, и сам сборник Пастернак позднее осудил за излишнюю притязательность, за оригинальничанье. Но в стихотворении "Февраль. . . "уже отчётливо прозвучала главная особенность его творчества: пристальное внимание к
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>