Развитие творческих способностей детей на занятиях по бумагопластике - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 154
  • Скачиваний: 10

«Развитие творческих способностей детей на занятиях по бумагопластике»

ВВЕДЕНИЕ

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, и введение нового федерального государственного образовательного стандарта выдвигает в качестве одной из приоритетных проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности, развития их творческих способностей. Это определяет актуальность данной работы.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в современной школе. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является  развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

Целью исследования является решение проблемы развития и положительной динамики творческих способностей детей в процессе создания декоративных композиций из бумаги на занятиях по бумагопластике. Объект исследования – творческая деятельность, предмет исследования – развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования определена задача:

-рассмотреть понятие о творческих способностях, основы и особенности развития детского творчества в области бумагопластики.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ                                  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, с обнаружением в себе новых возможностей и способностей, с умением применить полученные новые знания и опыт на практике.

Творческие способности – это производство новых открытий, идей, создание предметов материального и духовного мира.

Методы развития творческих способностей детей – это музыка, чтение, развивающие игры, окружающий мир, рисование, лепка, аппликации. Этот процесс нужно развивать с раннего детства, и он должен носить постоянный характер.

Задатки  творческих способностей есть у каждого человека, важно вовремя их заметить и суметь раскрыть в полном объёме. Дети от природы – фантазёры, любознательны и полны интереса ко всему новому. Важно научить ребёнка реализовывать свои маленькие творческие планы до конца. Необходимо сочетать критичность и поощрение в творческих начинаниях детей. Поощрение особенно важно в младшем школьном возрасте.  

Известно, что богатое поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей, представляет бумажная пластика.

Бумагопластика – искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трёхмерных скульптур. Бумагопластика позволяет создавать полуобъёмные и объёмные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои,  выполненные в этой технике, за счёт объёма выглядят как настоящие произведения искусства. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых  придаётся нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ. Материалом для бумагопластики может стать любой вид бумаги – от самого прочного картона, до тончайших папиросных листов.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, декоративная и гофрированная — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребёнка с самого раннего детства, и он самостоятельно создаёт из неё образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага  приобретает новое современное направление, им можно работать в  разных техниках. Бумагопластика объединяет различные техники: аппликацию, квиллинг, оригами, скрапбукинг  и различные школьные предметы: рисование, черчение, изобразительное искусство, технологию.

 В процессе работы обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Подобные занятия:

  • развивают и совершенствуют мелкую моторику рук и глазомер;
  • учат концентрации внимания, следовать устным инструкциям педагога;
  • стимулируют развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы работы;
  • знакомят детей с основными геометрическими понятиями;
  • развивают пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности детей и фантазию;
  • формируют культуру труда, учат аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

          Коллективная творческая деятельность детей (особенно в первый год обучения) - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач:

- это создание ситуации успеха у каждого ребёнка; дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы;

- это восприятие ребёнком готовой работы целостно и получение конечного результата гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально;

- это формирование нравственных качеств личности, получение жизненного опыта.

ГЛАВА 2. РАБОТА С БУМАГОЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Цель занятия: формирование умения и навыка работы с бумагой в разных техниках.

Задачи:

  • научить приёмам и способам изготовления плоской и объёмной аппликации;
  • познакомить с приёмом работы с мятой бумагой, в технике квиллинг, оригами;
  • формировать навыки ручной аккуратной работы с материалами и инструментами.
  • развивать глазомер, познавательную и творческую активность обучающихся;
  • содействовать эстетическому и трудовому воспитанию.

Ожидаемые результаты:

   Обучающиеся будут знать: приёмы художественной обработки бумаги,  особенности композиции, формообразования, цветоведения, правила техники безопасности.

   Обучающиеся будут уметь: эстетично оформлять творческую работу, проводить анализ и самоанализ работ.

У обучающихся будут развиваться такие качества, как умение работать самостоятельно и в группе, умение добиваться цели, умение творчески подходить к поставленной задаче.

Материал для работы: картон, бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка цели.

3.Подготовка рабочего места обучающихся.

5. Объяснение материала.

6. Практическая работа обучающихся.

7. Анализ работ обучающихся.

8. Подведение итогов занятия.

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конструирование из бумаги формирует творческое мышление и развивает творческие способности детей разного возраста. Для этого нужно активизировать интерес, любознательность, мотивацию, внимание. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что дети в этот период очень любознательны, им интересно познавать окружающий мир, у них независимое мышление. И взрослые должны способствовать накоплению детского опыта и знаний, а это предпосылка для будущей творческой деятельности, а также развития творческих способностей.

          Занятия творчеством влияют на формирование словарного запаса, связной речи ребёнка, на умение слышать и слушать педагога.

          Необходимо поддерживать интерес к процессу работы с бумагой предлагая им различные приёмы и методы работы с ней, усложняющиеся задания. Это и является условием  эффективного развития навыков художественного конструирования и развития творческих способностей в процессе бумаготворчества. У многих детей меняется  отношение к занятиям в течение учебного года. Они  проявляют больше активности, вносят свою изюминку в коллективные работы. Многие дети, которые в начале учебного года безразличны к  занятиям, позже начинают  проявлять всё  больший интерес и присоединяться к  работе.

                    Работа с детьми в области бумагопластики будет способствовать развитию их творческих способностей, художественного вкуса, активизации воображения и фантазии, формированию творческого мышления,  и они вырастут инициативными, творчески мыслящими людьми, всесторонне развитыми, гармоничными личностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога.–1998, №4.–83 с.
  • Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. Пособие. – М: Академия, 2002.–320 с.
  • Бьюзен Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей.– Минск: Попурри, 2001.– 188 с.
  • Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей//Дошкольное воспитание.–2002, №5.– 72 с.
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие.– Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.
  • Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребёнка в семье.– М.: Педагогика, 1987.–144 с.
  • Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006.–35 с.
  • Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса//Психологическая диагностика.–2004, №11.–20 с.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: