Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем ознакомление с средствами аппликации
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»
Егорова В.М. студентка группы - СД-41
Руководитель: Самородова А.П.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л. С. Выготский. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. Н. Сомкова, О. С.Ушакова, Д. Б.Эльконин и другие). [1]
Необходимость развития творческого потенциала подрастающей личности в условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования приобретает особую значимость. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека.[3]
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития творческих способностей детей. Именно в это время происходят успешные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - творческие способности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
Важную роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-эстетическое развитие. В дошкольных образовательных учреждениях одной из задач воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей.
Аппликация является одним из средств развития творческих способностей детей. Включает в себя настолько разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творчество ребёнка.
Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольник формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Постепенно дети начинают испытывать не только удовольствие от самого процесса, но и все больше интересуются полученным в итоге работы результатом.
У детей старшего дошкольного возраста возникают новые мотивы их интереса к занятиям по художественно - творческой деятельности - осознанное желание научиться хорошо выполнять работу. Возникает потребность исправлять и улучшать свою работу.
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития.
Если ребенок не добивается нужного результата, данная деятельность начинает его утомлять, ему становиться не интересно. Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дошкольники с одной стороны, могли использовать ранее полученные знания, навыки, умения, а с другой стороны - искали новые решения, творческие подходы. [2]
Современные психологи и педагоги доказали, что детям необходимо заниматься изобретательным творчеством. Такой вид занятий необходим для эстетического и умственного развития дошкольников.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С., «Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.», поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ.»[2]
Самым благоприятным периодом для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются психологические основы для творческой деятельности. Дети этого возраста имеют способность к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, достаточно развитое воображение, настойчивость. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством.
К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких крупа, солома бумажные салфетки, нитки, ткань и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.
Таким образом, развитие творческих способностей детей, путем ознакомления с видами и средствами аппликации возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения - создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Список литературы
- Выготский Л.С.: "Воображение и творчество в детском возрасте"-М., 2016.-3с.
- Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС-М.,2019.-176,181,182с.
- ФГОС ДО [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.rg.ru/2018/11/25/doshk-standart-dok.html
- http://journals.uspu.ru/attachments/article/2368/1.pdf
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/05/07/metodicheskaya-razrabotka-oznakomlenie-detey-s-dekorativno