Развитие сенсорных процессов: фигура и цвет - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 162
  • Скачиваний: 5

Ранний детский аутизм (РДА) как вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь с близкими людьми, ставит перед психологом задачу адекватной помощи ребенку с аутизмом. Адаптация его к окружающей среде, обучение альтернативной коммуникации, привлечение внимания ребенка, организация его поведения и преодоления нежелательных форм поведения - это цели, которые необходимо осуществлять родителям совместно со специалистами (психолог, логопед, дефектолог).

Многие исследования природы и структуры особенностей развития детей с синдромом раннего детского аутизма подтверждают гипотезу о гиперсензитивном восприятии, свойственном им на ранних этапах онтогенеза. С учетом этой гипотезы становится очевидной невозможность адекватного развития сенсорных систем у детей с РДА. Дефект формируется как в процессе раннего формирования сенсорных систем (до 1,5-2 лет), так и впоследствии, в результате использования патологически сложившегося «сенсорного стереотипа».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Дети должны научиться оперировать сенсорными эталонами, например такими, как форма, цвет, размер. Умственно отсталые учащиеся нуждаются в целенаправленном обучении умению различать цвета и формы, обозначать их словом, систематизировать предметы по этим признакам. Обычно начинают с красного цвета и такой формы, как круг, т.к. в онтогенезе дети в первую очередь овладевают этими сенсорными эталонами.

При работе над цветом нужно соблюдать следующую последовательность: различение цвета, его название, систематизация. Сначала дети знакомятся с красным, желтым, синим цветами, затем зелёным, чёрным, белым, оранжевым, коричневым. Работу над усвоением основных цветов начинают с уточнения цветоразличения. Дети подбирают предметы такого же цвета. Затем закрепляются словесные обозначения цвета, после этого идёт работа над оттенками каждого цвета. После усвоения основных цветов, дети знакомятся с их оттенками.

Можно использовать игры на классификацию предметов по цвету, занятия с мозаикой, выполнение аппликаций, раскрашивание по образцу, по данной инструкции, игры на запоминание ряда предметов разного цвета.

Важной целью работы по развитию цветового восприятия является использование в речи детьми прилагательных, обозначающих основные цвета и их оттенки:

  • красный - розовый;
  • желтый - светло-жёлтый, тёмно-жёлтый;
  • синий - голубой;
  • зелёный - светло-зелёный, тёмно-зелёный;
  • чёрный - серый;
  • коричневый - бежевый.

Для запоминания названий цветов возможно использование образов: голубой – как небо, серый – как мышка, тучка; оранжевый – как апельсин, коричневый – как шоколад, зелёный – как трава.

Усвоение понятий о зелёном, оранжевом, коричневом, розовом, голубом, сером, бежевом цветах возможно при проведении опытов по смешиванию красок основных цветов в практической деятельности.

  • синий + жёлтый = зелёный
  • жёлтый + красный = оранжевый
  • красный + зелёный = коричневый
  • белый + красный = розовый
  • белый + синий = голубой
  • белый + черный = серый
  • белый + коричневый = бежевый

При формировании у умственно отсталых детей представлений о форме большое значение имеет не только зрительный анализатор, но и тактильный. Как и при формировании представлений о цвете рекомендуется соблюдать последовательность в работе над формированием представлений о форме, а именно: различение, называние, систематизация.

Для развития представлений детей о форме соответствующие задачи нужно включать в различные виды деятельности: конструирование, лепка, рисование, аппликация, практические упражнения на классификацию и сравнение.

Работу следует начинать с усвоения детьми понятий об объемных геометрических телах: шар, куб, цилиндр, конус, брус. Для запоминания этих названий так же можно использовать известные уже детям образы: шар-мяч, куб – кубик, цилиндр – труба, конус – пирамидка, брус – пенал. При этом необходимо вести работу по употреблению в речи соответствующих прилагательных. Шар – круглый, куб – квадратный, цилиндр – прямоугольный, конус – треугольный, брус – прямоугольный.

На втором этапе дети осваивают плоскостные геометрические фигуры. После усвоение фигур необходимо соотнести их с геометрическими телами: шар – круг, куб – квадрат, конус – треугольник, брус – прямоугольник, цилиндр – прямоугольный.

Для работы по определению формы предмета рекомендуется такая последовательность:

  1. закрепление понятий о форме предмета;
  2. узнавание и называние предмета определенной формы среди множества других;
  3. узнавание и называние перечёркнутых изображений геометрических фигур;
  4. узнавание и называние контурных изображений геометрических тел и фигур;
  5. узнавание и называние «зашумленных» геометрических фигур;
  6. упражнения на тренировку зрительной памяти типа «Чего не стало?», «Что изменилось?».
  7. Упражнения на классификацию предметов определённых геометрических форм.
  8. Упражнения на употребление в речи соответствующих существительных, прилагательных:

Существительные Прилагательные

  • куб – квадрат квадратный
  • шар – круг круглый
  • цилиндр цилиндрический
  • брус – прямоугольник прямоугольный
  • конус – треугольник конусный, треугольный
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: