Ранний детский аутизм (РДА) как вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь с близкими людьми, ставит перед психологом задачу адекватной помощи ребенку с аутизмом. Адаптация его к окружающей среде, обучение альтернативной коммуникации, привлечение внимания ребенка, организация его поведения и преодоления нежелательных форм поведения - это цели, которые необходимо осуществлять родителям совместно со специалистами (психолог, логопед, дефектолог).
Многие исследования природы и структуры особенностей развития детей с синдромом раннего детского аутизма подтверждают гипотезу о гиперсензитивном восприятии, свойственном им на ранних этапах онтогенеза. С учетом этой гипотезы становится очевидной невозможность адекватного развития сенсорных систем у детей с РДА. Дефект формируется как в процессе раннего формирования сенсорных систем (до 1,5-2 лет), так и впоследствии, в результате использования патологически сложившегося «сенсорного стереотипа».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Дети должны научиться оперировать сенсорными эталонами, например такими, как форма, цвет, размер. Умственно отсталые учащиеся нуждаются в целенаправленном обучении умению различать цвета и формы, обозначать их словом, систематизировать предметы по этим признакам. Обычно начинают с красного цвета и такой формы, как круг, т.к. в онтогенезе дети в первую очередь овладевают этими сенсорными эталонами.
При работе над цветом нужно соблюдать следующую последовательность: различение цвета, его название, систематизация. Сначала дети знакомятся с красным, желтым, синим цветами, затем зелёным, чёрным, белым, оранжевым, коричневым. Работу над усвоением основных цветов начинают с уточнения цветоразличения. Дети подбирают предметы такого же цвета. Затем закрепляются словесные обозначения цвета, после этого идёт работа над оттенками каждого цвета. После усвоения основных цветов, дети знакомятся с их оттенками.
Можно использовать игры на классификацию предметов по цвету, занятия с мозаикой, выполнение аппликаций, раскрашивание по образцу, по данной инструкции, игры на запоминание ряда предметов разного цвета.
Важной целью работы по развитию цветового восприятия является использование в речи детьми прилагательных, обозначающих основные цвета и их оттенки:
- красный - розовый;
- желтый - светло-жёлтый, тёмно-жёлтый;
- синий - голубой;
- зелёный - светло-зелёный, тёмно-зелёный;
- чёрный - серый;
- коричневый - бежевый.
Для запоминания названий цветов возможно использование образов: голубой – как небо, серый – как мышка, тучка; оранжевый – как апельсин, коричневый – как шоколад, зелёный – как трава.
Усвоение понятий о зелёном, оранжевом, коричневом, розовом, голубом, сером, бежевом цветах возможно при проведении опытов по смешиванию красок основных цветов в практической деятельности.
- синий + жёлтый = зелёный
- жёлтый + красный = оранжевый
- красный + зелёный = коричневый
- белый + красный = розовый
- белый + синий = голубой
- белый + черный = серый
- белый + коричневый = бежевый
При формировании у умственно отсталых детей представлений о форме большое значение имеет не только зрительный анализатор, но и тактильный. Как и при формировании представлений о цвете рекомендуется соблюдать последовательность в работе над формированием представлений о форме, а именно: различение, называние, систематизация.
Для развития представлений детей о форме соответствующие задачи нужно включать в различные виды деятельности: конструирование, лепка, рисование, аппликация, практические упражнения на классификацию и сравнение.
Работу следует начинать с усвоения детьми понятий об объемных геометрических телах: шар, куб, цилиндр, конус, брус. Для запоминания этих названий так же можно использовать известные уже детям образы: шар-мяч, куб – кубик, цилиндр – труба, конус – пирамидка, брус – пенал. При этом необходимо вести работу по употреблению в речи соответствующих прилагательных. Шар – круглый, куб – квадратный, цилиндр – прямоугольный, конус – треугольный, брус – прямоугольный.
На втором этапе дети осваивают плоскостные геометрические фигуры. После усвоение фигур необходимо соотнести их с геометрическими телами: шар – круг, куб – квадрат, конус – треугольник, брус – прямоугольник, цилиндр – прямоугольный.
Для работы по определению формы предмета рекомендуется такая последовательность:
- закрепление понятий о форме предмета;
- узнавание и называние предмета определенной формы среди множества других;
- узнавание и называние перечёркнутых изображений геометрических фигур;
- узнавание и называние контурных изображений геометрических тел и фигур;
- узнавание и называние «зашумленных» геометрических фигур;
- упражнения на тренировку зрительной памяти типа «Чего не стало?», «Что изменилось?».
- Упражнения на классификацию предметов определённых геометрических форм.
- Упражнения на употребление в речи соответствующих существительных, прилагательных:
Существительные Прилагательные
- куб – квадрат квадратный
- шар – круг круглый
- цилиндр цилиндрический
- брус – прямоугольник прямоугольный
- конус – треугольник конусный, треугольный