Развитие оценочной самостоятельности младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 119
  • Скачиваний: 14

Развитие оценочной самостоятельности
младших школьников
Важнейшими целями обновленного образования должно стать развитие у учащихся конкретных навыков и умений, в частности: самостоятельности и стремления к самореализации, умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству, способности к творческой деятельности.
Изменение целей и содержания ведёт к необходимости коррекции организации контрольно - оценочной деятельности в образовании. Следовательно, необходим поиск принципиально нового подхода к оцениванию,который не только позволит устранить негативные моменты в обучении, но и будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности.
Одним из путей решения вышеперечисленных проблем является развитие оценочной самостоятельности младших школьников. Рассмотрим некоторые практические приёмы и методы.

1. Методика «Цветовые сигналы»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять контроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая свою работу с образцом по заданной инструкции.
Эту методику можно использовать при оценке письменной работы. После выполнения самостоятельной работы, учитель даёт задание ученикам проверить и оценить свою работу: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зелёного цвета, если считаете, что задание выполнено верно и при выполнении работы вы не испытывали затруднений; кружок жёлтого цвета,если допущены 1–2 ошибки; кружок красного цвета, если вы испытывализатруднения, и вам нужна помощь».
Далее идёт взаимооценка. Учитель даёт задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям.
Рядом со своим кружком проверяющий указывает инициалы. Например: П.К. (Попова Ксюша).
После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом (эталоном), а учитель подводит итог:«Поднимите руку те ребята, кто выполнил задание верно, не испытывая затруднений (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь те, кто при выполнении допустил 1–2 ошибки». В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания.
К ним особое внимание – их необходимо обязательно «подбодрить»:
«Ничего трагического не случилось,над этим материалом мы ещё работаем, завтра у вас всё получится!» Этот приём хорошо «работает» и в дальнейшем, при выполнении самостоятельных, контрольных работ. Оценивая работы учащихся, учитель отмечает для себя, какие вопросы и темы требуют коррекционной работы, планирует их на следующий урок. Если учитель использует этот приём систематически, то учащиеся уже без напоминания оценивают свою работу.

2. Методика «Карточка "Успеха"»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции.
Позднее цветовые сигналы могут быть преобразованы в карточку «Успеха». Методика работы аналогичная: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зелёного цвета, если считаете, что задание выполнено верно и при выполнении работы вы не испытывали затруднений; кружок жёлтого цвета,если допущены 1–2 ошибки; кружоккрасного цвета, если вы испытывализатруднения и вам нужна помощь».
Эффективность данного приёма можно проследить на обобщающем уроке, уроках повторения и закрепления знаний. На доске имеется точно такая же карточка, на которой учитель фиксирует результаты всех детей класса. Например: на контроль учителем вынесены задания под № 3, № 5, № 8. После самооценки, (взаимооценки) результаты
фиксируются при помощи цветовых сигналов: красных кружков – 4, жёлтых – 6, зелёных – 10. Так в поле зрения учителя попадают те учащиеся,которые испытывали затруднения при выполнении заданий.

3. Методика «Волшебная линеечка»
Цель: развитие у учащихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию.
Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно - оценочной самостоятельности, т.е. в 1–2х классах. Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому-то одному критерию.
Критерии:
1) правильно –неправильно;
2) легко – трудно;
3) интересно – неинтересно.
После предложенного учителем задания(определения количества гласных,согласных звуков в слове и т. д.), детям предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными самими учащимися.
«На самом верху «линеечки» крестик может поставить тот ученик, который выполнил задание правильно, а внизу – кто выполнил задание неправильно». Таким образом, выполнив задание, ребёнок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.

4. Методика «Оценивание при помощи знаковых символов, используя ранее известные способы проверки»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, применяя ранее известные способы проверки.
При проверке своей письменной работы ученик правильно решённый пример помечает знаком «+», неправильный – знаком «–», а проверяющий рядом с примером приводит доказательства поставленного знака.
100 : 10 = 10 «+» 10 х 10=100
3000 : 1000 = 30 «–» 30 х 1000=30000

5. Методика «Оценивание по заданной инструкции»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции.
После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.)
При подведении итога данной работы учащиеся сравнивают свою работу с образцом по инструкции учителя. Пример: инструкция «Число - контролёр».
Детям выдаются карточки:
2 + 2 = 3 + 4 = 7 – 5 =
10 – 8 = 9 – 4 = 8 – 6 =
Далее учитель даёт инструкцию по проверке правильности решения примеров: «Обведите кружочком получившиеся ответы, найдите сумму этих чисел. Если задание выполнено правильно, получился ответ – 22».

6. Методика «Солнышко»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции, формирование положительной мотивации учения.
Перед уроком детям выдаётся карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если привыполнении задания они не испытывали затруднений, и настроение было хорошим. При подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика. При подведении итогов урока дети прикрепляют своё «солнышко» на доску рядом со словами:
– я доволен уроком, потому, что …
– я не доволен уроком, потому, что …
Далее проводится рефлексия собственной деятельности:
- «Я доволен уроком, потому, что …»
– узнал новое,
– выполнять задания мне было интересно и т.д.

7. Методика «Мы – вместе»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции, формирование положительной мотивации учения.
Перед уроком детям выдаётся карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2-й строке – самооценка учеником выполненного задания, в 3-й – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий,выносимых на контроль. Ребёнок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.

№ задания 1 2 3 4
Оценка ученика
Оценка учителя
Итог

8. Методика «Радуга»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.
Учащимся выдаётся карточка –круг, разделённый на такое количество частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зелёным цветом, три и более ошибки – жёлтым цветом. Эта методика эффективно используется на обобщающих уроках.

9. Методика «Древо творчества»
Цель: развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом по заданной инструкции, формирование положительной мотивации учения.
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно она применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске – наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом указаны критерии оценивания: яблоко –
урок прошёл плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо.
При подведении итогов урока детивыбирают и прикрепляют на стволяблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя находятся все дети. По собственному желанию дети могут комментировать свой выбор. Учитель фиксирует результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Для них планируется коррекционная работа.
Отсюда можно сделать следующий вывод. Оценивание учебных достижений учащихся в условиях начальной школы ориентировано на эффективное обучение ребёнка. Оно позволяет осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание. Учителю обратная связь даёт информацию о том, насколько он достиг или нет поставленных им целей.

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: