Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях. Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и др. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. - Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.
- Показать отдельно только один какой – нибудь палец, потом два, три и т. д.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальцы в щепотку.
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку на пальчик.
- Завязывать узлы на веревке, шнурке.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывание матрешек.
- Игры с песком, водой.
- Резать ножницами.
- Рисование в воздухе.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- На занятиях можно включать следующие упражнения по развитию мелкой моторики рук:
- Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.
- Преставление палочек в доске с отверстиями.
- Написание букв по трафарету.
- Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.
- Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
- Круговые движения кистями.
- Сжимание стирательной резинки разными пальцами.
- Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные.
- Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад.
- Постукивания пальцами рук по столу попеременно с большого до мизинца и в обратном направлении.
- Перекладывание мячей разного диаметра.
- Броски мяча о стену с расстояния 1 – 2 метра и его ловля.
- Удары мяча о пол и его ловля двумя руками, одной, после поворота на 360º, после хлопка в ладоши. Мяч ловить хватом сверху, хватом снизу.
- Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
- Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.
- Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.
- Перекатывание в пальцах карандаша.
- Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
|