Разговор о правильном питании - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 137
  • Скачиваний: 20

Системно-деятельностный подход в реализации программы «Разговор о правильном питании»

Приготовила: Гранина Алена Юрьевна

Должность: учитель начальных классов.

Место работы: МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ»

Правильное питание ребёнка - важнейшее условие его нормального роста, развития и обучения, залог здоровья. В целях системного и комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения младших школьников работаю по программе «Разговор о правильном питании». В этом учебном году мы с учениками  уже третьего класса начали изучение второго модуля программы - «Две недели в лагере здоровья».

Внедрению программы «Разговор о правильном питании» предшествовал «Мониторинг изучения основ культуры питания». Исследование проводилось с учащимися моего 1 класса  и их родителями. Результаты мониторинга  показали, что только 64 %  родителей  и 24%  детей были знакомы с основными принципами организации здо­рового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части  учеников были выявлены сле­дующие недостатки в организации питания:

наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (68%). нарушения в режиме питания (64%). частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно, а в ряде случаев несколько раз в день (32%). потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребёнок употреблял ежедневно или несколько раз в день (56%). недостаточно частое потребление основных продуктов пи­тания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (52%).

В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).

Проведённые исследования подтвердили недостаточный уровень здоровья детей, выявили проблемы, которые необходимо было  срочно решать. Анализируя возможности школы, родителей, детей  и свой собственный потенциал, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», я поставила перед собой следующие задачи:

реализация  принципов правильного питания; получение каждым ребёнком качественного образования с  сохранением и укреплением  здоровья; формирование навыков учебного сотрудничества,  коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности; сотрудничество с родителями и просвещение  по вопросам организации правильного питания детей; расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа.

Исходя из этого, моя методика реализации программы «Разговор о правильном питании» основывается на  теории педагогики сотрудничества. Главное в теории – идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием. Принцип сотрудничества распространяется  на все виды отношений учителя, учеников  и родителей. В результате, мною разработана и апробирована система работы, которая включает в себя следующие компоненты:

Интеграция с другими учебными предметами представлена в виде схемы:

работа над  задачей, расчёты

математика

творческая работа, работа с текстом, проектная деятельность

Русский язык                         Литературное чтение                                    Математика

словарная работа, работа с текстом и предложениями

практическая работа,

опыт, экскурсия, исследовательская деятельность

Окружающий мир                                               Художественный труд

аппликация, лепка, рисунок, плакат, роспись, поделки

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы я использую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры что наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки учебного сотрудничества, развивают творческие способности, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группах, способствуют развитию психических процессов. Были проведены такие игры:

сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» игра –обсуждение «Законы питания» игра «Чем стоит делиться» игра «Отгадай-ка» игра «Секреты обеда» игра «Что можно есть на ужин» игра «Праздник чая» игра «Вкусные истории» игра «Овощи и фрукты» игра «Прогулка по улице Сезам» игра «Аукцион» игра «Меню сказочных героев» игра «Накрываем стол»

Задания, предлагаемые в рабочей тетради также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения  заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают.  Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям.

Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

На первом собрании  моей основной задачей стало сделать родителей своими союзниками. Мы обсудили факторы, влияющие на успешное обучение младшего школьника. В итоге диспута пришли к выводу, что таковыми являются:

генетические задатки; здоровье ребёнка; правильное питание; соблюдение режима дня; психологическая поддержка родителей; взаимоотношения ученик – учитель – родитель.

Из этих шести факторов мы подробно остановились на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Я предложила родителям ответить на вопросы анкеты (см. приложение №1).

Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о правильном питании», на следующем собрании я познакомила родителей с результатами анкетирования, раскрыла цели и задачи программы, её тематику. Родители получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.

Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания, я использую разные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет. Анализ работы с родителями помогает мне правильно организовывать совместную работу родителей и детей при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.

К концу третьего года обучения, родители стали активными участниками в подготовке  и проведении эстафет, классных часов, исследовательской и проектной деятельности. Они являются организаторами экскурсий, походов, праздников.

Для проведения мониторинга я предпочитаю экспресс – методы:

тестирование; разбор ситуаций («Как вести себя за столом», «Если хочется пить?»); анкетирование; кроссворды и ребусы; минисочинения – рассуждения на заданную тему («Согласен ли ты с пословицей: когда я ем, то глух и нем?», «Зачем нужна жвачка?», «Почему картофель считают вторым хлебом?», «Почему вредно есть на ночь?»).

В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.

В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Ученики моего класса  могут объяснить:

- какие продукты полезные  и почему;- что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным;- в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью;- какую пищу можно найти в нашем  лесу;- что и как приготовить из рыбы;- как правильно накрыть стол;- как правильно вести себя за столом.

Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными.

В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (78%), каши (84%), фрукты, овощи и со­ки (96%).  Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продук­тов. Увеличилось количество детей, ежедневно употребляющих молоч­ные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, ры­бу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.

Представленная мной система реализации программы «Разговор о правильном питании»   показала  максимальное вовлечение детей и их родителей в  поисковую и творческую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий.

Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: