Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения: методы работы с детьми - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 95
  • Скачиваний: 2

Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения: методы работы с детьми.

Тулеубаева Г.И СШ № 19, психолог

Очевидно, что ранее выявление как физиологических особенностей ребенка, так   и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологического диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятиях усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Психолого-педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального; помощь в выборе профессии.

Эта деятельность будет более эффективной, если психолог работает в тесном контакте с родителями. Психологическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенка, осознанию стиля отношений в семье; предъявлении целесообразных требований к ребенку.

Детям с психападобным поведением необходимы все те формы воздействия, которые существуют – ласка, шутка, поощрение, строгий тон. Следует обучить ребенка правильной реакции на эти воздействия. При отклоняющемся поведении дети страдают от неотвратимости наказания. Ожидание неприятности вызывает у них протест, в том числе и побеги.

Ребенок должен знать, что реакция на его неправильное поведение обязательно будет: сегодня его простят, завтра осудят, потом будут сопереживать, в другом случае обратят в шутку. Таким образом, не создается для ребенка состояния безысходности его положения и постоянного чувства коррекции является создание группы общения. Такая группа из 6-8 человек участвует и эмоционального объединения группы, применять приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности.

В отношении конфликтов, которые неизбежно возникают у детей с повышенной эмоциональной возбудимостью, необходимо проводить мероприятия на снятие психоэмоционального напряжения. В работе с такими детьми нужно добиваться положительной реакции на требование, правильного понимания, критичности, к допущенным поступкам, вырабатывать умение вовремя остановиться. Большое значение имеет тон, манера разговора с таким ребенком. Некорректные замечание может изменить настроение ребенка, спровоцировать нарушение поведения, значительно повлиять на процесс обучения и поведение.

У гиперкинетических детей обычно отмечается выраженное нарушение активного внимания. Гиперкинетический ребенок импульсивен и никто не может предсказать, что он сделает в следующий момент. Действует он, не задумываясь о последствиях, и поэтому чаще других попадает в неприятных ситуации. Он чрезмерно вспыльчив, он не говорит, а кричит, спорит, доказывает, оправдывается. Привлечь его внимание удается с трудом, оно постоянно ускользает с одного на другое. Такой ребенок способен вывести из терпения самого спокойного взрослого человека. На уроке ему трудно сосредоточиться. При письме он пропускает буквы, не дописывает слова и предложения и больше других нуждается в коррекции внимания и воспитания усидчивости.

Коррекция поведения детей с истероидными проявлениями и особенно истеройнеустойчивых особенно трудны. Ни замечаниями, ни внушением, ни рациональным разъяснениям устранить нарушения практически невозможно. Их недисциплинированность окрашена демонстративным поведением, слепым эгоцентризмом и непомерным уровнем притязаний. Они часто считают себя «героями» или «жертвами». Истеричные подростки тонко чувтвуют отношение к ним окружающих. Они трусоваты. В беседе с ними следует пользоваться образны языком. В таких беседах необходимо выяснить увлечения и интересы подростка и умело использовать для коррекции. Следует возбудить любопытство ребенка и дать ему понять, что понять, что его уважают, хотят помочь, но не заискивать перед ним. Лучше, чтобы беседа происходила с глазу на глаз, без присутствия других лиц. Истероидные дети требуют внимания. Их необходимо выслушать, а затем постараться объяснить, на что они имеют право, а на что нет, постараться заменить асоциальные увлечения другими. Чтобы этого достичь, нужно организовать досуг ребенка. Хорошее влияние на эту категорию детей оказывают литературно-исторические примеры, ориентирующие ребенка на выбор иного стиля поведения. Постоянное сравнение себя с эталонным образцом порождает желание самосовершенствоваться. Это дети свысоким уровнем эмоциональности, но с недостаточно развитой волевой сферой. Часто они художественно или музыкально одарены, с хорошей ручной умелостью. Эти их качества и следует использовать, вовлекая в занятия искусством, живописью, рукоделием, резьбой по дереву, металлу, дизайном. Таких детей следует активно побуждать к деятельности, постоянно поддерживая интерес к ней. В эту работу должны быть вовлечены родители.

Дети с психастеническими чертами характера обычно не волекаются в кружки, секции, но если работают индивидуально, то достигают высокой продуктивности. Им нужна постоянная опора, похвала, успех и одобрение их деятельности, которые и поддерживают интерес. Иначе они запутываются в бесконечных сомнениях и опасениях, боясь осуждения, собственного «безответственного отношения».

Гипертимные дети не выносят однобразия и жестко регламентируемого режима. Интерес ко всему у них неиссякаемый. В плане компенсации необходимо найти выход их кипучей энергии,разнообразить жизнь. У таких детей много увлечений, и они поочередно могут заниматься ими. Необходимо только направлять в социальое русло развитие личности, так как оставленные сами по себе, они совершают антидисциплинарные поступки.

Коррекционная работа при патохарактерологических реакциях личности и патологических формированиях характера должна быть направлена на оздоровление среды и семейно-бытовой обстановки:

- систематический контроль и коррекцию поведения со стороны родителей и педагогов;

-  формирование интересов и трудовых установок.

Психолог при работе с детьми может использовать следующие методы:

- метод «психотерапевтического зеркала», формирующий способность видеть себя, свое поведение как бы со стороны;- метод рассмотрения альтернатив, или «метод Гуру», когда ребенку показывают результатего движения «не туда» и «не за тем» и рисуют «заманчивую» перспективу;- метод «компенсации», когда ребенку, лишенному чего-то важного,недостижимого предлагается заманчивая альтернатива приемлемого для него пути;- метод внушения положительных социальных установок, привитие «иммунитета» отрицательны влиянием среды.

Например, ребенка оставляют за старшего в группе. Но дети его не слушают, разговаривают, встают, ходят, т.е. ведут себя так, как ведет обычно себя он. Прочувствовав на себе неприятное отношение сверстников, ребенок начинает критически оценивать свои поступки и поведение в целом.

Подростки неравнодушны к своему будущему. При использовании «метода Гуру» ему говорят аналогии со сказкой: «Пойдешь налево – найдешь бесчестье, пойдешь направо – найдешь удовлетворение и счастье». Сильное впечатление на подростков производит пример преуспевающего в жизни молодого человека. Он не поучает, не призывает, а просто рассказывает о себе, о своей жизни и успехах. Можно организовать встречи с выпускниками школы, преуспевающими в жизни.

- общеизвестен оздоровительный эффект игровой терапии.

Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия. Следует подчеркнуть, что систематическое наблюдение за игрой позволяет ребенку самому общительности или замкнутости каждого ребенка. Робость часто не позволяет ребенку самому предложить себя на главную роль, а его товарищи этого не замечают. Включившись в игру, даже самые застенчивые и робкие дети, в конце концов,чувствуют себя свободно, раскованно, раскрепощенно, получая радость от общения с людьми. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность ксамовоспитанию. Ребенок намеренно ведет себя так, как того требует роль. Следует помнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка. Главная опора должна быть на положительные качества, снятия чувства вины и отрицательных эмоции, вызвавших отклонения. В психотерапевтических играх не должно быть проигравших. При отклоняющемся поведении положительное влияние игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормыи правила нравственного поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.

Отражение проблемных ситуации в игре дает возможность коснуться и семейных отношений Игры «в семью» дают возможность создать новые варианты взаимоотношений.

Таким образом, коррекция неблагоприятных личностных особенностей – это коррекция судьбы, развитияжизненной ситуации в будущем. Не будет преувеличением сказать, что в психологической коррекции нуждаются практически все дети. Но особенно она необходима для предупреждения отклоняющегося поведения с низкой адаптивностью, с патохарактерологическими реакциями, а также при других нарушениях поведения.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: