Социальная адаптация, коррекция и развитие старшеклассников коррекционных школ VIII вида - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: rar
  • Просмотров: 194
  • Скачиваний: 1

Целями данного исследования явились: помощь воспитанникам в формировании основных представлений о себе и социальном окружении, в освоении повседневных норм поведения; коррекция межличностных отношений; обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях.

Для установления степени готовности к самостоятельной жизни по некоторым предложенным адаптационным факторам использовались методы наблюдения, индивидуальные беседы с воспитанниками, педагогами и отразились в картах социализации и межличностного общения.

Сравнив уровень итогового балла указанных в картах социализации критериев можно сделать вывод о сформированности у воспитанников основных представлений о себе и социальном окружении, о взаимодействии с окружающими людьми, о способности воспитанников к организации личной жизни и свободного времени. Ребята, готовящиеся стать выпускниками, т.е. 9 класс, показали более высокий результат социальной компетентности.Для выявления и оценки личностных особенностей подростков 7 класса, исследования межличностных отношений в классе и поиска направленности коррекционной работы проводилось исследование с помощью тестирования.

Результаты которого позволили сделать вывод о том, что необходимо формирование адекватной самооценки, которая включает в себя умение правильно оценивать свои возможности, достижения, указывать на то, что не устраивает, не нравиться; способность к организации личной жизни, свободного времени, включая знание распорядка дня, умение совместно играть, соблюдая правила, умение занять себя; уровень социального восприятия окружающих, готовность выполнять социальную роль.

Для определения уровня сформированности самооценки применялась методика Дембо – Рубенштейна.

Сравнение самооценок детей в 7 и 9 классах по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой они чувствуют себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Уровень самооценки выпускников 2013 года

Как видно из диаграммы, в седьмом классе у большинства детей самооценка завышенная. В результате проводимой коррекционной работы к девятому классу завышенная самооценка отмечена лишь у 50% воспитанников.
С целью определения способностей к общению проводилась самодиагностика воспитанников 9 класса ( по методике В.Ф. Ряховского).
В результате был определен уровень общительности учащихся и способность взаимодействовать с другими людьми.
Уровень развития коммуникативных навыков выпускников

Из диаграммы видно, что из 8 – 6 выпускников владеют коммуникативными навыками общения, но, как показывает практика, в жизни им трудно адаптироваться сначала в профессиональном училище, а затем и в обществе. Проживая в условиях школы-интерната, ребята успешно общаются среди «своих», но у них нет широких социальных контактов. В связи с этим многие воспитанники в ситуации выбора часто делают его «за компанию». Для более точных данных по развитию коммуникативных навыков необходима дополнительная экспертная диагностика, над чем мы работаем в настоящее время.

9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

Для решения вопросов профадапатции и профориентации применялась методика Успенского, которая выполняет не только диагностическую, но и формирующую функции.

Полученные результаты позволили выявить особенности развития выпускников, препятствующие адаптации в образовательной среде и социуме, определить динамику их психического развития и эффективность коррекционно-развивающих мероприятий, а также определить трудовые возможности.

С данными диагностики педагоги знакомятся на методических объединениях школы, работающим по направлениям, где принимаются совместные решения по планированию дальнейшей работы с каждым воспитанником на оставшийся период времени до выпуска из школы-интерната. Также диагностические данные положены в основу характеристик и психологических рекомендаций, передаваемых в профессиональные училища.

В работе представлены специально – организованные формы, влияющие на социальную адаптацию, коррекцию и развитие выпускников для их успешной интеграции в обществе.

Над социальной подготовкой детей-сирот в нашей школе-интернате в системе работают специалисты различных направлений: медицинские работники, социальные педагоги, педагоги-психологи, логопеды, учителя и воспитатели. С момента поступления ребенка в школу-интернат начинается работа по выработке адекватных общественным требованиям адаптивных механизмов.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Воспитательный блок (кружки – танцевальный, вокальный, театральный, кукольный; час творчества; труд по самообслуживанию; работа в парниках)
  • Правовая ориентация (работа по социальному просвещению; нормативно – правовая база; профориентация; декада правового воспитания)
  • Профили трудового обучения( швейное; штукатурно – малярное; слесарное; столярное; кулинария; подготовка МОП; СБО)
  • Работа психолога ( моделирование ситуаций; научение общению)

Результативностью проводимой работы можно считать процент выпускников, поступивших и закончивших профессиональные училища, который отражен в таблице 2.

Проведённая диагностика уровня адаптации воспитанников показала положительную динамику. Уровень социальной адаптации учащихся по результатам диагностики повысился. Таким образом, деятельность педагогического коллектива в целом, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: