Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения особое внимание требуется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам [5,с.268]. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемых педагогических технологий. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизации познавательного интереса;
- развития коммуникабельности;
- создания условий для творческого самовыражения;
- развития памяти, внимания, мышления, воображения;
- развития конструктивного общения в составе социальной группы;
- создания позитивного психологического климата в коллективе.
Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью [2,с.242]. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление быть полезным в своем коллективе [4,с.320].
На уроках русского языка можно использовать множество игр, основанных на тематическом принципе, распределенных по разделам лингвистики. [5,с.18]. Это игры по фонетике, орфографии, лексике, фразеологии, словообразованию, синтаксису. При обучении детей тонкостям родного языка для развития интереса и любви к предмету уместно использовать такие лингвистические игры, как «Соберем букет», «Отгадай загадки», «Собери фразеологизмы», «Ромашка», «Третий лишний» и т.д. [3,с.47].
При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе с целью различения твердых и мягких согласных звуков уместно использовать игру «Соберем букет» с заданием: соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. Например: цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик.
Фонетическая игра «Какое это слово» требует знания алфавита, вырабатывает у пятиклассников умение различать звуки и буквы.
- Названия каких двух букв помогут приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)
- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)
- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
На уроках в 5 классе также большой интерес вызывают лексические игры [3,с.48]. Так, при изучении омонимов используется «Отгадай загадку»:
1.Право, я прическа – чудо.
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (Коса)
2.Я и шуба длинная до пят,
И в фигурном катанье меня
Всякий увидеть рад. (Тулуп)
Таким образом, у школьников в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.
Игра «Собери фразеологизмы» Задание: кто-то подшутил и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.
1.Куда Макар телят не гонял.
2.Гусь свинье не товарищ.
3.У него язык без костей.
4.Семь пятниц на неделе.
5.Из огня да в полымя.
6.Как в воду канул.
В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор, воспитывается стремление к самосовершенствованию.
При изучении раздела «Словообразование» особое место на уроке занимают игры «Ромашка», «Третий лишний», «Реши шараду». «Ромашка»: образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки или суффиксы.
Игра «Третий лишний»: найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
1.Желток, железо, желтый
2.Носильщик, нос, носатый
3.Часовщик, часть, час
Шарада «Составь слово».
Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД.
В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, усваивать способы образования слов [3,с.49].
При изучении «Синтаксиса» уместно использовать игру «Серпантин одной фразы». Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Например:
1-й - Я читаю книгу.
2-й - Я читаю интересную книгу.
3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
В данной игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.
Игровые технологии часто используются на уроках русского в 5 классе. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап из начальной школы в среднее звено. Это мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя русского языка - применяя педагогические технологии, развивающие активную учебно-познавательную деятельность, организовать деятельность учащихся так, чтобы встреча с новым не испугала, не разочаровала школьников. Также сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживания радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала [1, с.14]. Игровые технологии способствуют решению задач, которые ставит перед нами сегодня ФГОС: развитие личностных, предметных и метапредметных УУД.