Подростковый возраст представляет собой один из самых сложных по содержанию переживаний и, одновременно, один из наиболее важных этапов в становлении личности. Именно в этот период закладываются предпосылки психологических проблем, в том числе, различных форм зависимого поведения. Потому мы рассмотрим социальную ситуацию развития и новообразования этого периода, подробнее остановимся на психологических противоречиях подросткового возраста.
Согласно подходу Э. Эриксона, подростковый возраст соответствует периоду 12-17 лет и характеризуется формированием эгоидентичности [38]. Сходные возрастные границы отмечает и Д.Б. Эльконин, согласно подходу которого этот этап отражает операциональное и личностное развитие, призванное решить две основные проблемы: налаживание межличностного взаимодействия и профессиональный выбор [37]. Т.В. Драгунова смещает подростковый возраст на более ранний этап развития, соответствующий 10 (11)-14 (15) годам. Аналогичные возрастные границы подросткового возраста выделяет Д.И. Фельдштейн, на основе особенностей личностного становления в рамках подросткового возраста [13]. Таким образом, хронологические границы подросткового возраста вариативны и решение этого вопроса невозможно без рассмотрения психологических аспектов, отражающих психологические противоречия и новообразования этого этапа развития.
Психологические противоречия, характеризующие подростковой возраст и лежащие в основе развития, Л.А. Регуш И А.Л. Лихтарников разделяют на внешние и внутренние. К внешним они относят условия среды, определяемые этнокультурными особенностями, отношениями в семье, спецификой социальных институтов [29].
В качестве внутренних факторов выступает широкий круг интра- и интерпсихических феноменов:
1. Застревание на более ранних этапах развития, инфантилизм [16].
Это противоречие в подростковом возрасте проявляется в неспособности или нежелании усваивать соответствующие ситуации формы реагирования и демонстрации не соответствующих возрасту детских реакций.
2. Неразрешенная проблема или неконструктивно решенное противоречие предыдущих стадий развития [38].
Одной из основных неразрешенных проблем может выступать противоречие между стремлением к автономии и чувством вины. В подростковом возрасте это может приводить к нарушению формирования эгоидентичности в силу неспособности разрешить внутриличностный конфликт между стремлениями к принадлежности и индивидуализации.
3. Противоречие между потребностями и реальными возможностями их осуществления [37].
Л.И. Божович подчеркивает, что стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку [4]. Таким образом, это противоречие отражает не только несоответствие потребностей внутренним возможностям, но и нежелание признавать за подростком эти потребности и возможности.
4. Несоответствие образов реального и идеального «Я» [17].
Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. М.Ю. Кондратьев считает основной причиной указанного выше несоответствия недостаточную обученность подростка, его психическую неподготовленность к соответствующему возрастным нормам, привычному для данного социума способу взаимодействия с окружающей действительностью [27].
Разрешение этих противоречий в подростковом возрасте служит основой для формирования психологических новообразований, характеризующих этот этап развития личности.
Основным механизмом преодоления противоречий является самоопределение, которое составляет основу кризиса подросткового возраста. Депривация этого стремления порождает вторичные противоречия, которые могут служить основой формирования отклоняющегося поведения.
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности подростка являются потребность в обособлении и потребность в общении. С ними связаны основные новообразования подросткового возраста, к которым относят развитие рефлексии и становление самосознания, интеграцию в новой системе отношений со сверстниками и взрослыми, стремление к самоопределению [28].
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Углубление рефлексии приводит к развитию самосознания подростка, которое служит отправной точкой для большинства личностных изменений [7].
Подростковый возраст является периодом высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах основаны на ориентировке юных людей в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека [23].
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей [1].
У подростка происходит смена социальной позиции, формируется отношение к себе как к члену общества. Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается подросток, большая избирательность в общении, которая проявляется, в частности, в четком разделении групп общения на товарищеские (с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них), и дружеские, с которыми подросток идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки.
В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. При этом основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Опираясь на исследование Е.Н. Тумановой, можно выделить наиболее проблемные сферы взаимодействия подростков: семья («ссоры в семье»); взаимоотношения со сверстниками («конфликт с другом»); взаимоотношения со значимым взрослым («конфликт с учителем») [34]. Все они связаны с коммуникативным аспектом.
В подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире. Большинство проблем развития обусловлено взаимоотношениями со сверстниками:
1) противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможность ее удовлетворить;
2) несформированность конструктивных социальных навыков;
3) личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников;
4) необоснованная агрессивность;
5) плохой самоконтроль [1].
А.Е. Личко также подчеркивает значение системы отношений со сверстниками для личностного развития подростков. Общение со сверстниками выступает ведущей деятельностью в этот период, а потребности в общении, в аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становятся одним из основных факторов психологического развития [20].
Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием в освоении подростками социального опыта: зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности [37].
А.В. Петровский указывает, что в подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников. Индивидуализация представляет собой выделение подростка из группы, его обособление и стремление к сохранению определенной автономии и индивидуальности [26]. Под обособлением А.В.Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит, вследствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта [цит. по 4].
Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, согласно мнению Д.И. Фельдштейна, самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания, характеризующие как стремление к выражению себя посредством общественно значимого поступка, так и протестное поведение в форме совершения противоправных действий [35].
Интеграция отражает разрешение противоречий между потребностью индивидуума в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него группы. Именно в этот период подростки формируют стилевые особенности общения с окружающими, сочетающие внутренние предпосылки и внешние требования [26].
Таким образом, подростковому возрасту соответствуют хронологические рамки 12-15 лет. В этот период осуществляется формирование таких психологических новообразований, как рефлексия и самосознание личности, мировоззрение и целостная картина мира, интеграция в новой системе отношений со сверстниками и взрослыми, стремления к самоопределению, включение в систему социальных связей и осознание себя членом общества. Особое значение в этот период приобретает общение со сверстниками. Психологические противоречия, которые подросток стремится разрешить, могут явиться источником деструктивных форм поведения, в том числе, формирования зависимости.
- Рубрика: Другие материалы
- Формат: zip
- Просмотров: 144
- Скачиваний: 5