Психологическая готовность к школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 142
  • Скачиваний: 5

Консультация для родителей

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей. К безболезненному и успешному вхождению

в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети.

Понимая важность решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе организовать развивающие занятия. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители.

Под «психологической готовностью к школьному обучению» понимается

необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе

сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из

важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

 

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

Интеллектуальную готовность
Личностную готовность
Социально-психологическую
готовность

Эмоционально-волевую готовность

Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности познавательных процессов:

интерес к знаниям;
наличие у ребенка запаса знаний;
сформированность начальных умений учебной деятельности;
аналитическое мышление;
логическое запоминание;
развитие тонкой моторики;
развитие фонематического слуха.
Личностная готовность включает:

формирование у ребенка «внутренней позиции школьника»;
позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;
произвольное поведение;
объективность самооценки.
Социально-психологическая готовность предполагает:

- умение устанавливать взаимоотношения;

- желание общаться;

- умение подчиняться правилам и нормам;

- умение действовать совместно.

Эмоционально-волевая готовность сформирована:

умеет ставить цель;
намечать план действий;
принимать усилия, преодолевая препятствия;
произвольность психических процессов.

Кроме указанных выше составляющих психологической готовности к школе мы выделяем ещё физическую и речевую.

Физическая готовность:

- общее физическое развитие;

- общее состояние здоровья

Речевая готовность:

- сформированность звуковой стороны речи;словарного запаса, монологической речи, грамматически правильной речи

Школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя

интеллектуальную, личностную, социально - психологическую, эмоционально - волевую готовность.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.

Психологическая готовность:

учебная готовность
социально - психологическая готовность.
Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе

Социально - психологическая неготовность.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляют:

детскую непосредственность;
на занятиях отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга;
включаются в работу только при непосредственном обращении к ним;
не следят за происходящим в классе;
нарушают дисциплину;
проявляют тревожность;
«витают в облаках».
Учебная неготовность

Интеллектуальная неготовность:

неуспешность учебных действий;
невозможность понять и выполнить требования учителя;
высокий уровень речевого развития, хорошо развитая память на фоне недостаточного развития восприятия и мышления ( вербализм)
Мотивационная незрелость:

несформированность познавательных мотивов;
ожидание неуспешности в школе;
боязнь школы
Несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.

Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.

Особенности психологического развития старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте происходит:

- совершенствование психофизиологических функций

- возникновение личностных новообразований

Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

внимание становится более устойчивым;
развивается произвольность запоминания;
начинается переход к действиям с воображаемыми предметами;
преобладает наглядно-схематическое мышление;
развивается познавательная мотивация;
соблюдаются нормы и правила поведения;
адекватно оцениваются результаты собственной деятельности
и своих возможностей.

Психологическая помощь детям,
недостаточно готовым к школьному обучению

Развитие памяти:

- работа ребенка по образцу (зрительная опора), затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

- вместо наглядного образца воспроизвести что-либо по памяти, по словесному описанию.

Развитие мышления:

- развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами: - по словесной инструкции,

- по собственному замыслу ребенка;

- развитие логического мышления:

"Четвертый лишний"; придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец)

- развитие пространственного мышления: упражнения со спичками или палочками.

Развитие моторики:

предлагаем задания:

нарисовать простой узор;
поиграть в игру "трудные виражи»;
работа с конструкторами, рисование, лепка;
выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание
Развитие точности движений:

игры и соревнования:

игра "Съедобное - несъедобное»;
игра "Зеркало»;
игра в "Тир»;
любые игры и упражнения с мячом.
Развитие произвольности:

конструирование по наглядному образцу;
конструирование по: расчленённому образцу, нерасчленённому (без детализации).
в последующем усложняем задание, предлагая конструирование :
- по словесному описанию,

- по собственному замыслу

работа по образцу геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку;
"Графический диктант»: когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (влево - вправо, вверх– вниз).
Для развития образных представлений

Стимулируем занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций.

В своей работе мы ставим цель - выявление уровня готовности детей к обучению в школе и проведение развивающих мероприятий по развитию у них необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала в детском саду, а затем и в школе.

При подготовке детей к обучению в школе необходимо готовить ребенка к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

Образ жизни школьника, занимающегося общественно значимым, общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как путь к взрослости.
В течение всего года не только в детском саду, но и в семье необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению в школе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для сохранения здоровья и предупреждения школьной дезадаптации у детей.

 

Литература:

Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей»//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.

«Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.

Нижегородцева Н.В., «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-256с.: ил.-(Подготовка детей к школе).

Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.

Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: