Профориентация как ведущий фактор социальной адаптации ребенка с ОВЗ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 69
  • Скачиваний: 0

«Профориентация как ведущий фактор социальной адаптации ребенка с ОВЗ»

                                                                                                              Игнатова

                                                                                                         Марина Владимировна,

                                                                                                    директор КОУ ВО «ВЦППРК»

                                                                                                    

                                                                                                             Тыртычная

                                                                                                         Галина Николаевна,

                                                                                                    методист КОУ ВО «ВЦППРК»   

                                                                                                                                                              

   В сентябре 2017 года на базе Казенного общеобразовательного учреждения Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогический  реабилитации и коррекции»(КОУ ВО «ВЦППРК) впервые для детей с ОВЗ и детей-инвалидов была открыта группа дополнительного образования, в которой бывшие выпускники(16-20 лет)  занимаются по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Впервые в нашем центре для таких «особых» детей  реализуется программа «Основы цветоводства и садового дизайна», а также программа по профориентации «Мой выбор».  Дети с умеренной умственной отсталостью как правило имеют  позднее развитие  и значительное снижение интеллекта, а также -  грубые нарушения всех сторон психики: моторики, памяти, внимания, сенсорики, речи, мышления, высших эмоций .

    Закономерен вопрос, почему именно этот курс по цветоводству и садоводству был выбран для реализации с умственно отсталыми детьми. Причин много: 1) курс в какой-то мере удачно способствует коррекции и развитию психики «особого» ребенка; 2) подвигает ребенка к эстетике и экологии; 3) оптимизирует уровень уже имеющихся трудовых навыков и социально-бытовой ориентации;4) коррекционно-воспитательные возможности курса огромны для преодоления психолого-педагогических проблем у умственно отсталых детей.

   Педагоги, работающие в группе с «особыми» детьми, используют различные формы, методы и средства обучения, что способствует развитию самостоятельности, трудолюбия, выработке умений, навыков социально-бытового характера. А также элементарные навыки будущей профессии мобилизуют личность ребенка с ОВЗ, заставляют объективно оценивать результаты своей деятельности. Профориентация способствует успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а сама тема выбора профессии является важной для подготовки детей с ОВЗ к полноценной самостоятельной жизни.

   Администрацией КОУ ВО «ВЦППРК» задолго до начала учебного процесса  были созданы условия для проведения занятий в группе дополнительного образования: полностью переоборудовано помещение корпуса №3. В кратчайшие сроки отремонтированы служебные помещения, сделан косметический ремонт помещения, закуплен необходимый инвентарь для лабораторных и практических работ, приобретена интерактивная доска, видеопроекторы, необходимая мебель и высавочный инвентарь.

   В процессе обучения дети получают первые трудовые навыки садовника, знакомятся с навыками обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными растениями, разведения комнатных растений. Практические работы формируют умения и навыки обращения с элементарным оборудованием. Особое место занимают практические работы, проводимые на учебно-опытном участке,  труд позволяет упражнять все мышцы, координировать движения. Нельзя не переоценить практические работы для развития мелкой моторки пальцев. Например: сортировка семян,  посев, заделка семян, пикировка, прореживание всходов, высадка рассады, прищипка растений и т.д. Так, в группе в образовательный процесс  помимо  чисто профессионального обучения активно внедряются элементы метода фототерапии( в частности - слайд-терапия), выступающие как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия:

 - улучшает отношения, между обратившимися за помощью;
- снижает страхи и тревоги детей с ОВЗ;
- дает шанс переосмыслить и осознать жизненные события;
- дети с ОВЗ начинают замечать  уникальную природную красоту;
- делает детей с ОВЗ уверенными в себе и своих силах.

   В данный момент мы находимся только в начале пути. Много планов и много задумок.

Так, есть планы – привлечь к проведению занятий психологов на постоянной основе. Ввести в практику мультимедийные презентации, которые бы решали не только образовательные задачи, но и коррекционно-развивающие(корригировать мелкую моторику руки, развивать память, воображение, расширять словарный запас), а также воспитательные( умение слушать, выполнять требования взрослых, активизировать желание детей делиться своими впечатлениями, воспитывать доброе отношение друг к другу, к природе в целом).

   В арсенале работы педагогов дополнительного образования обязательны «Рабочие минуты» - время, которое используется сугубо на профориентационную работу обучающихся по АДООП. В течение 20-30 минут на каждом занятии  дети с ОВЗ узнают о  профессиограмме садовника, о том, какие отношения возникают между работодателем и работником, какие есть ограничения профессиональной пригодности, что такое трудовой договор и т.д.

   Мы помним, что в ответе за тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей помощи. «Научить человека быть счастливым- нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» -сказал А.С.Макаренко. Всегда следуем этому мудрому совету!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: