Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует реальная возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему внеклассных мероприятий.
Основная цель профилактических занятий с детьми младшего школьного возраста – помочь им избегать опасности, распознавать ситуации, несущие в себе опасности для них, научиться оценивать эти ситуации и принимать решение о безопасном поведении, научиться говорить «нет» в случае грозящей опасности.
Может показаться, что с детьми младшего школьного возраста еще рано говорить об алкоголе и курении, однако многие пробуют курить уже в этом возрасте, а некоторые пробуют и алкоголь. Хотя это является скорее исключением, чем правилом, однако риск существует, поэтому необходимо начинать профилактическую работу уже в начальной школе. Все же основной акцент должен делаться на безопасности жизни ребенка.
Для умственно отсталых детей характерна повышенная утомляемость, высокая эмоциональная возбудимость, поэтому занятия должны проводиться в основном в игровой форме, 2-3 минутными паузами.
Подавляющее большинство родителей моих воспитанников страдают алкогольной зависимостью, и дети знают о сигаретах и спиртных напитках непонаслышке.
В доверительной беседе с детьми, я выяснила, что два ребенка пробовали курить, а две девочки пробовали пиво и вино, и им понравились эти напитки. И самое страшное, что спиртное им дали родители, а, следовательно, дети восприняли это как норму, доверяя своим родителям целиком и полностью.
На своих занятиях я говорю детям о необходимости вести здоровый образ жизни. Воспитанники должны знать о пользе для организма утренней зарядки, спортивных часов и уроков физкультуры; дневного сна; прогулок на свежем воздухе, о необходимости проветривания классов, спален и влажной уборке.
Я подготовила и провела со своими воспитанниками ряд бесед о сохранении здоровья и вредных привычках. Например:
- Классный час «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и беседа по произведению К.И. Чуковского «Мойдодыр» направлены именно на воспитание здорового образа жизни, уважения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Информационный час «Сочи 2014» направлен на воспитание в детях гордости за свою страну и спортсменов России, стремления брать пример только с хороших людей и стремления заниматься спортом.
- Беседа «Что такое – хорошо, а что такое – плохо?» была проведена мной с целью выяснить, что в понимании детей «хорошо», то есть норма, а что– «плохо», то есть недопустимо. В этой беседе речь шла, непосредственно о вредных и пагубных привычках, а так же о полезных увлечениях.
Мои воспитанники с огромным удовольствием посещают воскресную школу и слушают проповеди священника.
Цель всех этих мероприятий – помочь детям различать хорошее и плохое; что полезно, а что вредно, что можно пробовать на вкус, а что нет; научиться определять для себя круг людей, кому можно доверять, а к кому относиться с опаской. Способствовать воспитанию бережного отношения, прежде всего, к своему здоровью. А главное, все мы, работая с детьми-сиротами, детьми из неблагополучных семей должны воспитывать в детях самостоятельность. Легуве сказал: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». И наша задача воспитать готовых к самостоятельной жизни и полезных для общества граждан.