Профилактика агрессивного поведения детей и подростков
Моя прошлая работа – следователь ОВД. Я работала в основном с несовершеннолетними преступниками. Сейчас я нашла свое призвание в школе. По истечении долгих лет работы в ОВД, я была искренне убеждена, что дети и подростки попадают на скамью подсудимых из-за повышенной агрессивности. Это, безусловно, является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом.
Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Считаю, что это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами. Несомненно, свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезорганизует детей, как агрессивное.
Мои нынешние коллеги - педагоги отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило ведется в осуждающих терминах: «халда», «бандит», «тюрьма по тебе плачет»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
Целью моей работы является: изучить наиболее часто встречающиеся формы и виды агрессии подростков в школе и разработать формы и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей и подростков.
Задачи:
- изучить проблему агрессивности в разных психологических подходах;
- провести исследование по изучению агрессии в подростковом возрасте;
- разработать ряд профилактических и коррекционных мер по проблеме борьбы с агрессивностью.
- повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов).
Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.
Агрессия - (от лат. «agressio»- нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т. п.). Говоря об агрессии, невольно вспоминаю свою соседку и ее малолетнего сына. В тот день я стала свидетелем, когда 2 девчушки бежали и плакали навзрыд. Оказалось, они увидели, как сын соседки прыгнул со скамейки на крошечного котенка, сломав ему позвоночник. Бедняга умер на глазах у детей. Я не могла остаться равнодушной к такому бесчеловечному поступку! Пришла со слезами на глазах к соседке, с негодованием и возмущением просила наказать ребенка. На что мать мне ответила: «Он больше так не будет! Правда же, сынок?!» Она мило прижала его к груди, а «сынок» ехидно улыбнулся. В тот момент у меня мелькнула мысль: «По тебе тюрьма плачет, СЫНОК!». И действительно, прошли годы, и с сыном соседки мы уже встретились в СИЗО, где он привлекался за хулиганство, совершенное группой лиц. Безо всякой причины, из хулиганских побуждений он и его дружки проломили голову проходившему мимо парню.
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться), прямую и косвенную. Агрессивная энергия у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.
Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности. Опять же вспоминаю свои наблюдения за одной знакомой семьей. Ребенок, закатывая истерики (если что не так, как ему хотелось), нападал с кулаками на бабушку. Меня эта ситуация шокировала. Я пыталась поговорить с его мамой, зачем она так позволяет ребенку вести с бабушкой. На что сама бабушка, услышав разговор, отшучивалась: «Бей своих, чтоб чужие боялись!». Вот и выросло это своевольное чадо! Уже имеет несколько условных сроков за побои…
В школе нельзя не заметить агрессивных детей – они часто конфликтуют, дерутся; громко говорят, выкрикивает на уроках.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные семейные отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были разработаны характерологические особенности агрессивных детей:
1.Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к
ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3.Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4.Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6.В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины ,либо вина проявлена очень слабо.
7.Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10.Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11.Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12.Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13.Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14.Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
- Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей - это физические наказания, угрозы, лишение привилегий и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви заботы в случае проступка, причем сами родители не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
- Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей.
Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя особенности этих детей, а также их семей, в своей работе заместителя директора по УВР, основываюсь на следующих направлениях:
- Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.
- Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.
- Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
- Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Для младших классов подходит такая групповая форма работы: «Разработка и неукоснительное соблюдение принятых правил поведения». В игровой форме мы сначала эти правила придумываем, обсуждаем, самые полезные заносим в Журнал, где обязуемся неукоснительно их соблюдать.
Правила примерно могут выглядеть вот так:
Нужно | Нельзя |
смотреть на того, к кому ты обращаешься | угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать |
выражать свое мнение, начинать свою речь словом «Я»: я считаю, я чувствую, я думаю | Начинать свою речь словами «ты, вы,он,она,мы» |
внимательно слушать, когда говорят другие | сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы) |
уважать чужое мнение | шуметь, когда кто-то говорит |
говорить искренне | врать |
спорить, если не согласен | «ставить» другим оценки, давать определения и критиковать |
шутить и улыбаться | объяснять действия, мысли или поступки др. члена группы |
говорить по одному | перебивать |
Разговаривая с детьми начальной школы об агрессии меня, очень удивил тот факт, что им совсем не жалко людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. К примеру, обсуждая тему пожаров, дети заявляли: «Люди сами виноваты, вот пусть теперь и расхлебывают…». Или, к примеру, разговаривая о детях-инвалидах, они были убеждены, что они все рождены от родителей-алкоголиков и вообще не должны были родиться. Когда мы писали сочинение на тему: «Кого мне жальче больше всех», лишь одна девочка из 18 учащихся написала: «Больше всех мне жалко свою бабушку, потому что у нее больные ноги и ей трудно ходить…». Остальные все, без исключения писали только про животных: про бездомных собак, про котят, которых выбрасывают в помойку, про животных в зоопарках, которые вынуждены всю жизнь проводить в клетках и т.д.
С более старшими детьми подойдут такие профилактические беседы: Почему люди бывают агрессивными? Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?).
Способы:
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- топать ногами;
- громко кричать, используя»стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
Можно провести групповую дискуссию с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях.
Рассматриваются реальные ситуации по форме
Реальная ситуация, которая произошла с тобой | Что ты чувствовал? Что ты думал при этом? | Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле? |
Обязательно в конце беседы необходимо с ребятами сделать вывод, о том что:
- Прежде чем перейдешь к действию. Скажи себе «СТОП». Можно нарисовать значок «стоп» в виде кружка с каймой из картона и положить его в карман.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого- либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка со знаком «стоп» или представить его.
- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
Очень досадно, что анкетирование показало, что в каждом из классов есть дети, которых обижают. Проявляют против них агрессию и большинство детей с ними не дружат. Против них чаще всего направляют физическую, вербальную, косвенную агрессию.
Дразнят чаще всего за внешность, личные качества. Большинство учащихся 53% когда-нибудь обижали одноклассники - агрессия. В ответ им также хотелось проявить агрессию. Когда кого-то обижают, большинство учащихся 60% предпочитают стоять в стороне и наблюдать за происходящим, 28% - встают на сторону обидчиков, 12,% защищают жертву. Чаще всего жертва плачет, дает сдачи, т.е. защищается, жалуется учителю. На вопрос помогает ли это остановить обидчиков, да - ответили 26 %, нет - 50%, не знают- 24%.На вопрос кто, по-твоему, виновен 50% ответили те, кто обижает, 50%- тот кого обижают, половина учащихся готовы обвинить жертву.
20% учащихся не могут справиться с обидчиками без посторонней помощи, 80% могут сами остановить обидчика. 53,3% учащихся хотели бы помочь тем ребятам, которых обижают. На вопрос, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, были получены следующие ответы: сдружиться со всеми, проявить понимание, чаще собираться, не обзываться, не обижать, 30% - не знают, что можно сделать.
В нашей школе существует проблема агрессивности, она крайне важна. По мнению педагогов чаще всего приходится сталкиваться с физической и вербальной формами агрессии. Чаще всего агрессия проявляется в возрасте 10-12лет, чуть меньше 13-15 лет.
В школе чаще всего проявляется на перемене. Вспоминается случай, когда в начале года я заменяла учителя начальных классов, который заболел. На перемене выдала тетради. Один ученик получил двойку. Сосед по парте заглянул в его тетрадь и увидел эту оценку. Недолго думая, «двоечник» схватил ведро с водой (стояло для полива цветов) и облил «любопытного». Когда ученик высох, он решил отомстить обидчику: взял его сменную (уличную) обувь и на перемене, пока никто не видел, закопал их в снег. Конфликт огромными усилиями удалось уладить. Однако работу по профилактике агрессии в этом классе необходимо проводить и проводить…
Можно в классном уголке повесить такие Правила хорошего общения:
Неправильно | Правильно |
А как еще можно себя чувствовать, когда ты задираешься | Твое поведение меня здорово раздражает! |
Да, заткнись ты! | Извини, я сейчас не могу с тобой говорить. Или: Я не буду с тобой говорить, пока ты кричишь! |
Ну, что вылупился? | Ты хочешь меня о чем-то спросить? Спрашивай. |
Ну и дуйся, сколько хочешь, я тоже не буду с тобой разговаривать. | Я вижу, ты на меня сердишься. Когда захочешь , то мы можем поговорить. |
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение детей и подростков всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой «выходки», а только после того , как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка «Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», что не распространяется на индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить требование взрослого по- своему;
- предложить ребенку-подростку компромисс.
Для работы с агрессивными учениками мне очень помогли Курсы медиации, где много полезной информации нам рассказал профессиональный медиатор, психолог.
Считаю, что обязательно о детской и юношеской агрессии, своих наблюдениях и знаниях в этом вопросе нужно говорить на родительских собраниях, т.к. масштабы агрессивных проявлений, особенно в подростковом возрасте велики. Уровень физической агрессии - высокий как у мальчиков, так и у девочек. Как правило, это активные целеустремленные ребята, стремящиеся к общественному признанию, но отличаются плохим самоконтролем и несдержанностью, действуют импульсивно и непродуманно, не извлекают уроков из своего негативного опыта.
Опыт показывает, что истоки агрессивного поведения детей и подростков лежат в неправильном воспитании в семье, нередко агрессивность родителя является негативным образцом для подражания . Особенно в отношении подростковой агрессии . можно сказать . что она становится социальным феноменом , определенной нормой поведения , конечно велика в этом роль и средств массовой информации.
Для решения этой проблемы разработано множество профилактических мероприятий. И родители, и педагоги должны иметь четкое представление о возрастных особенностях проявления агрессии, уметь выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них. Нельзя умалчивать, если имеется такая проблема в классе и школе. И главное, всем нам, педагогам, необходимо проводить занятия по осознанию неконструктивности агрессивного поведения, а также по повышению уровня коммуникативной культуры учащихся. И тогда всех нас будут радовать только положительные результаты!
Учитель начальных классов
МБОУ «Калининская СОШ» Л.Н.Медведева