«Профессиональная компетентность учителей начальных классов в условиях перехода на 12-летнее образование»
Баймуханова К.К. учитель начальных классов , СОШ №6 имени А.С. Макаренко , г Уральск.
Ребенок - АЛМАЗ, из которого нужно сделать БРИЛЛИАНТ,
сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа.
Ф. Вассерман
Начальное образование нацелено на привитие обучающимся национальных и общечеловеческих ценностей, являющихся общими для всех уровней образования и призванных стать устойчивыми жизненными ориентирами личности обучающегося, мотивирующими его поведение и деятельность.
Достижение всех целей невозможно без качественно подготовленных педагогических кадров. В связи с этим, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Перед учителем встают проблемы ориентации и отбора информации, пересмотра своей «Я – концепции», обновления прежних форм и методов работы.
Это означает, что сегодня преподаватель, учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная цель его деятельности теперь заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Этот момент является отправной или исходной точкой в построении модели учителя новой формации. Именно это определяет содержание деятельности педагога, как менеджера и как преподавателя. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся.
Конструктивистская теория обучения, требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. В своей работе, при составлении среднесрочного и краткосрочного планирования передо мной стоит вопрос: как я хочу научить тому, что пригодится учащимся в дальнейшем?
Наиболее продуктивными формами работы на уроке, по моему мнению, является работа в группах, парах. С ними учащиеся уже знакомы с 1 класса; эти виды работ очень им нравятся, они работают с большим интересом. Структура каждого урока, согласно теории критического мышления, включает 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Уроки сопровождаются слайдовыми презентациями, способствующими более эффективному усвоению материала всеми учащимися. Задания для учащихся со слабой мотивацией к учебе предполагают совместную работу с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют усложнённые задания. Задания для таких учеников стараюсь подбирать с учётом возрастных особенностей детей 7-8 лет и предполагаю, что именно вызовет затруднения при их выполнении.
Считаю, что интеграция семи модулей способствует более эффективному усвоению материала, повышению мотивации и качества знаний учащихся. На всех уроках я использую психологические тренинги и настрои на урок, которые способствуют развитию взаимопонимания, сплочению классного коллектива, созданию коллаборативной среды. Групповая форма работы, вводные игры помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Дети довольно быстро и активно включаются в этот процесс, так как эта работа проводится на каждом уроке. Стадия вызова очень важна, в виду того, что все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а как известно, хорошее начало – половина дела. Учёные Дьюи, Блум считают, что необходимо дать возможность учащимся самим поставить цель обучения, создающую необходимый внутренний мотив к процессу учения. Поэтому в своей практике я стараюсь не давать готовое название темы, которая будет изучаться на данном уроке. Дети определяют тему урока, то что им предстоит сделать затем после решения кроссворда, прослушивания записи на ИКТ, по иллюстрациям, по составлению кластера и т.д.
Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и в то же время самая сложная задача современного образования. Думаю, что способность к саморегуляции надо прививать в младшем школьном возрасте. Переделывать всегда значительно труднее. Уровень саморегуляции у всех учеников разный, поэтому я стараюсь учитывать особенности восприятия, мышления, воображения, памяти и личности в целом каждого ребёнка. Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта, которые можно использовать для мотивирования детской любознательности и развития их навыков критического мышления. «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать.
После прохождения курсов, изучив технологию критического мышления, я поставила перед собой цель строить уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, которые включают в себя:
-находить информацию в различных источниках;
- критически осмысливать её;
- систематизировать;
- устанавливать ассоциативные связи;
- аргументировать свою точку зрения;
-уметь выбирать главное;
- уметь воспринимать альтернативные точки зрения, обосновывать, доказывать, аргументировать, делать выводы.
Обычно критическое мышление связывают с более поздними стадиями образования: с учениками старших классов, либо студентами, но я считаю, что основы критического мышления могут закладываться и в начальной школе.
Так как у меня дети младшего школьного возраста, то 1 классе большую часть на уроке говорила я сама, дети слушали, отвечали на поставленные вопросы. Вопросы, в основном, были простые, требующие односложных ответов. На данный момент (сейчас 2 класс) дети, изучив материал на уроках познания мира, литературного чтения, составляют и задают вопросы своим одноклассникам. Поэтому, на своих уроках я стараюсь как можно больше включать диалог: учитель-ученик, ученик – ученик. Так как это знания, которые приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Выготский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, когнитивное развитие у которых происходит в процессе социального взаимодействия.
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. (Р. с.161) Что значит оценить ученика? Это значит определить на какой ступени (по таксономии Б. Блума) находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет.
Формативное оценивание -это оценивание для обучения - оценивание первичных знаний и навыков ученика и его продвижение в обучении. Суммативное оценивание - оценивание обучения - обобщение знаний на том или ином этапе. На своих уроках я использую также критериальное оценивание для того, чтобы:
-создать условия для самостоятельной работы;
- сделать процесс оценивания объективным, прозрачным, последовательным;
-облегчить процесс оценивания прогресса учащихся;
-обозначить ориентиры для учебного процесса.
Комфортно ли чувствуют себя ученики в классе? Учащиеся в течении второго года обучения научились оценивать друг друга и не только формативно, на своих уроках я использую оценочные листы, которые заполняли сначала сами учащиеся для себя, затем объявляли, какую оценку поставили себе в течении урока. Во 2 классе эти листы заполняет спикер- при групповой работе, при парной работе - сосед по парте. Групповая работа с первых дней давалась не так тяжело, сказывалась возрастная особенность детей, ученики начальных классов любят помогать друг другу, хотя не любят слушать. Ежедневные игры, тренинги, беседы помогали детям сплачиваться ещё больше. При работе в группе взаимооценивание осуществляется не только по предложенным критериям, но и сами стараются добавить свои критерии для оценивания. Очень часто учащиеся начальных классов дают неполный, либо неправильный ответ. Я стараюсь обозначить важность ответа каждого учащегося, избегаю отрицательных комментариев, придерживаясь положительных, либо нейтральных: «да, это правильный ответ!», «хорошая попытка, но это не совсем так», «что-то близко, но не совсем точно», «давай ещё раз послушаем вопрос», «кто точнее скажет», «поподробнее, пожалуйста». Устную обратную связь поддерживаю положительными комментариями: «Молодец, ты нашел правильный способ решения вопроса, но не объяснил», «Умничка, ты ответил на все вопросы, но постарайся ответы записывать аккуратней», «Хорошо», «Правильно», «Замечательный ответ». На практике, при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими проблемами: неумение младших школьников вырабатывать критерии, необъективность самооценивания и взаимооценивания, трудности при оценивании учащихся со слабой мотивацией. В последующем планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, подбирать индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному оцениванию. Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому на своих уроках применяю презентации, которые включают демонстрацию не только нового материала, но материала на закрепление изучаемого материала, так как для учащихся начальных классов в связи с возрастными особенностями, с неустойчивостью внимания, следует применять задания, на которых они остановят внимания больше. В связи с этим слайдовые презентации, представляемые мной детям, были не только содержательные, но и несли смысловую информацию, например, героев из мультфильмов, о которых дети знают, физминутки, маршрутные карты, критерии оценивания и т.д.. Это позволило мне не только разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысить мотивацию обучения. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей детей школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников. Учителя начальных школ должны рассматривать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта (Р. с. 190). В своей практике для работы с детьми высокой мотивацией я применяла усложненные задания, так как выявление наиболее успешных учеников требует тщательного наблюдения за поведением учеников во время образовательного процесса.
Несомненно в учебном процессе стержневой фигурой остается учитель,так как лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Нелегко управлять процессами изменений, которые могут вызывать дискомфорт и разногласия. Как учителя, мы иногда можем почувствовать, что теряем достаточную власть или возможность воздействовать. Но, как показывает опыт, даже без ведущей роли или очевидного высокого положения, мы можем использовать профессиональные качества хороших учителей и нравственные убеждения, чтобы воздействовать на людей и инициировать изменения. Мы можем также совершенствовать наши тактические навыки и научиться мыслить стратегически (Р. с. 205).
В заключение хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей Программы мы учимся:
- работать в парах, группах;
-самостоятельно добывать знания через активную деятельность;
-грамотно формулировать различные типы вопросов;
-критически мыслить, доказывать свою точку зрения;
-учились самооценивать и взаимооценивать работу друг друга;
- собирать, анализировать, систематизировать информацию.
Были и трудности, решение которых и будет моей первостепенной задачей:
- дифференцированные задания для обучения талантливых и одарённых;
-критериальное оценивание и его объективность;
Какие же изменения произошли в моём классе? Дети привыкли работать в группе, в классе – доброжелательная, дружеская атмосфера, что способствует учащимся увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока. Дети могут свободно формулировать свои собственные суждения, слышать и слушать друг друга. А я буду помогать им в обобщении полученных знаний, стимулировать их идеи. Применение стратегий критического мышления способствовало лучшей организации урока, повышению у учащихся внутренней мотивации, появлению интереса к предмету, любознательности, ответственности, активности, инициативности. При такой организации учебного процесса быстрее происходит нравственное развитие: дети учатся общению, принятию друг друга, сопереживанию, сопричастности к успешности каждого члена своей группы. Например, при защите работы, выполненной совместно, группа с большим интересом следит за выступлением товарища, переживает за него. И как приятно смотреть, когда ученики радуются успехам вместе, разделяют неудачи вместе.
Мне как учителю ещё многому нужно научиться, поэтому ставлю перед собой задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий.